Сегодня:

Музейное дело

Уже два десятилетия Музей истории донского казачества проводит весной научно-практические конференции, осуществляемые силами научных сотрудников не только этого музея, но также музеев и высших учебных заведений других городов Ростовской области. Очередная – двадцатая по счёту – научно-практическая конференция была проведена 15 апреля в здании отдела МИДК «Атаманский дворец».

***
В программе XX научно-практической конференции были заявлены 15 докладов; на конференции были озвучены 11 из них. В этот раз основной направленностью докладов стало исследование отдельных предметов и составленных из них коллекций, находящихся на хранении в фондах Музея истории донского казачества. Но были, как и всегда, также доклады, посвящённые людям и их судьбам – не только историческим личностям, но и нашим современникам.
Характерен в этом отношении доклад «История казачьей семьи Е.А. Волошинова», сделанный научным сотрудником научно-экспозиционного отдела Г.Г. Кисляковой. Галина Гавриловна выяснила судьбу членов семьи войскового старшины Волошинова и их потомков на протяжении всего бурного XX века. Евгений Андреевич после февральской революции 1917 года стал временным атаманом Донского казачьего войска. После смерти А.М. Каледина он был председателем войскового Круга (то есть председателем донского парламента). После занятия Новочеркасска красными казаками Голубова Е.А.Волошинов был арестован, содержался на гауптвахте, а затем расстрелян.
Жене Волошинова с его детьми пришлось покинуть Новочеркасск. Со временем все дети выросли, выучились и стали обычными советскими людьми. Его сын, окончивший технический вуз, во время Великой Отечественной войны стал советским офицером, имел советские награды. После войны у него родились два сына, которые уже в эпоху развитого социализма достигли определённого положения в советском обществе: стали научными работниками, преподавали в ВУЗах. А в минувшем году посетили Новочеркасск, в котором прошло детство их отца и в который их ещё детьми он их привозил: познакомил с городом, сообщил об их родословной, впервые рассказал о том, чьими внуками они являются.
Героем другого доклада стал также наш современник, живущий в нашем же городе. О нем участникам конференции поведала научный сотрудник отдела МИДК «Дом-музей И.И. Крылова» И.С. Фоменко. Ирина Сергеевна стала автором доклада «Летопись Новочеркасска в творчестве городского художника К.Е. Сиденина». Константин Евгеньевич в представлении его собравшимся вряд ли нуждался. Так как его живописное творчество, посвящённое пейзажной живописи с видами заповедных уголков нашего города, известно многим. Он – регулярный участник не только творческих отчётов новочеркасских художников на ежегодных выставках клуба городских художников, но и член созданной В.И. Кулишовым творческой группы «Мишкинские бугры», которая также выступает перед новочеркасцами с ежегодными творческими отчётами. Некоторые пейзажи кисти К.Е. Сиденина, будучи подаренными МИДК либо приобретёнными им, стали его экспонатами.
А о том, у кого и за сколько приобретал музей живописные полотна и другие предметы старины (и не только), поведал участникам конференции старший научный сотрудник научно-фондового отдела Д.В. Никитин. Дмитрий Владимирович назвал денежное выражение стоимости полотен таких известных на Дону живописцев, как Н.Н. Дубовской, Народный художник СССР Н.В. Овечкин, художник Келлер… Да, было, оказывается время, когда работы Дубовского, например, их владельцы вынуждены были отдавать буквально «за шапку сухарей». А потом вдруг цена на них резко взлетела буквально «до небес»! Как говорится, всему своё время. Вот поэтому доклад Д.В.Никитина и носил название «Закупочная деятельность музея как отражение изменений в государственной политике сохранения и пропаганды исторических и культурных ценностей (1950-1991 гг.)». В двух словах политику «сохранения и пропаганды» ценностей подобного рода можно охарактеризовать так: с 1941 года музей официально стал музеем истории донского казачества. Но почти до 1960-х годов он имел облик краеведческого музея, так как закупкой и сбором предметов казачьей старины практически не занимался.
Зато приобретал музей всякую всячину – вплоть до таких экзотических предметов, как привезённые с островов Индонезии кинжалы-крисы. Характерной особенностью таких кинжалов является извилистый клинок, наносящий ужасные раны, в которые при этом вносится заражение. Каждый мужчина-индонезиец, вступая в совершеннолетие, должен в обязательном порядке иметь при себе такого рода холодное оружие. Об этих кинжалах и поведала участникам конференции автор доклада «Кинжалы-крисы в коллекции музея» главный хранитель фондов В.В. Науменко.
Всё это, конечно, занятно и познавательно. Но при этом невольно напрашивается вопрос: какое отношение эти экзотические кинжалы имеют к донскому казачеству и его истории? Несколько десятилетий они, как и ряд столь же экзотических, но не имеющих отношения к казачеству предметов, пролежали в фондовом отделе музея невостребованными. Какова же цель их присутствия там? Оказывается, они могут быть востребованы в том случае, если музей будет проводить тематическую выставку экспонатов подобного рода.
Дожить бы до этого дня, а затем увидеть и умереть! А то видит их воочию лишь один человек в Новочеркасске – главный хранитель музея. А это в обществе равных возможностей ох как несправедливо!