Сегодня:

В конце мая исполнится ровно год со дня избрания В.Г. Передерия ректором ЮРГТУ (НПИ). За это время в университете произошли большие преобразования, позволившие вузу занять достойное место среди российских университетов. 30 апреля Владимир Григорьевич Передерий впервые пригласил журналистов городских и областных СМИ на свою пресс-конференцию. По признанию самого ученого, он не хотел встречаться с прессой до тех пор, пока не будут подведены первые итоги его работы на столь ответственном посту.
ервый вопрос к ректору касался, естественно, итогов работы за год и назначения, о котором стало известно – В.Г. Передерий избран Председателем Координационного совета объединения работодателей Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
— Буквально вчера у нас в университете прошла годичная конференция трудового коллектива, на которой я отчитался перед коллегами о проделанной работе. В своем докладе я постарался охарактеризовать сегодняшнее состояние дел и уделить побольше внимания главному – планам на ближайшее время, действиям, которые нужно предпринять для того, чтобы вуз мог развиваться дальше. Сейчас мы находимся в стадии перехода на двухуровневую систему образования – в скором времени ЮРГТУ, как и многие другие вузы, будет готовить не просто специалистов в той или иной отрасли, а бакалавров и магистров. В ходе своей недавней поездки в Германию, я обсуждал проблемы и особенности такого перехода с ректорами университетов в Дортмунде и Ильменау. У нас больше всего вопросов вызывает именно разграничение тех компетенций, которыми должны в итоге обладать наши выпускники – бакалавр и магистр.
Все помнят, что в советское время мы готовили просто специалистов. И они, после окончания учебы, получали рабочее место по распределению. Потом, в перестроечный период, мы готовили специалистов, которым приходилось искать себе работу самостоятельно. Стоит отметить, что даже в эти времена наши кафедры сохраняли связь с промышленными предприятиями, куда и отправлялись лучшие выпускники. Сейчас мы, ректоры университетов, наблюдаем за тем, каковы успехи по трудоустройству у наших выпускников. По статистике, легче всего сегодня найти работу именно выпускникам технических факультетов.
При переходе на образовательные стандарты третьего поколения, на двухуровневую систему образования, нам необходимы еще более тесные связи с промышленными предприятиями. Для того, чтобы сейчас сформировать список требований к магистру и бакалавру, мы намерены ориентироваться именно на те списки компетенций, которые нужны работодателю. Поэтому руководители вузов начинают подписывать документы по подготовке специалистов с объединениями работодателей. Ведь для того, чтобы перейти, наконец, к новым образовательным стандартам, руководители университетов и работодатели должны наладить тесное взаимодействие. Промышленные предприятия должны подсказать нам, какие кадры мы должны готовить, какими компетенциями они должны обладать. Именно для того, чтобы показать пример такого многоуровневого и многоцелевого взаимодействия, возглавить объединение работодателей в Южном федеральном округе предложили мне. Стоит отметить, что впервые в истории такого рода организаций главой объединения избран ректор вуза. Не предприниматель, не прямой промышленник, а руководитель учебного заведения. Надеюсь, моя работа на этой должности принесет хорошие результаты. Ведь в ходе нашей совместной работы нужно будет найти такие механизмы взаимодействия, при которых будут учитываться и интересы предпринимателей, и интересы руководителей учебных заведений, и, конечно же, интересы студентов и выпускников.
— Как Вы относитесь к практике параллельного получения второго высшего образования? Ожидают ли какие-либо изменения этот вид образования в ЮРГТУ (НПИ)?
— Я большой сторонник второго высшего образования. Я ясно вижу, что получение дополнительных специальностей становится насущной потребностью специалистов во многих областях. Для нас, в будущем, было бы полезно перейти на модульную систему образования. Она успешно действует во всем мире и является наиболее удобной и приемлемой для тех, кому недостаточно предметов, изучаемых в рамках одной специальности. Что такое модульная система? Представьте себе, что студент обучается пять лет. За эти пять лет он должен набрать определенное количество баллов, без которых он не сможет считаться грамотным специалистом и получить документ о высшем образовании. Баллы этот студент может набирать, изучая любые предметы – те, которые потребуются ему при трудоустройстве. Однако начисление баллов должно быть устроено таким образом, чтобы их нужное количество наш студент мог получить, изучая довольно обширный список дисциплин. При этом в формировании этих «модулей» — комплексов предметов, которые постигает тот или иной студент, должны активно участвовать работодатели. Они могут сами направлять в вуз списки компетенций, которыми должен обладать нужный им специалист, а вуз, в свою очередь, будет предлагать эти списки студентам.
Эта система довольно сложна, многие дисциплины «модуля» студенту придется изучать на других факультетах, не в составе группы, а в индивидуальном порядке. Однако я твердо убежден, что эта система, в конце концов, будет введена и у нас. Сейчас наши студенты получают второе высшее образование. Чаще всего они идут на это, зная, что в работе им пригодится знание одного или нескольких дополнительных предметов. Но, идя на второе высшее, эти студенты обязаны в комплексе овладеть и всеми остальными дисциплинами, из которых состоит их вторая специальность. Многие успешные студенты с легкостью справляются с такой задачей и получают дополнительные компетенции.
— Каков, по Вашему мнению, научно-инновационный потенциал вуза?
— Без научной работы, на мой взгляд, нет высококвалифицированного специалиста. Так же, как и без образовательной деятельности мы не получим ученого. Настоящего ученого. Все знают, что нацпроектом «Образование» предусмотрены семь направлений развития российской науки. Мы внимательно изучили список этих направлений и пришли к выводу, что четыре из них вполне можно успешно реализовывать у нас в университете. Это нанотехнологии, энергосберегающие технологии, рациональное природопользование и информационные технологии. В этих четырех направлениях у ЮРГТУ есть довольно серьезный «задел». Сегодня мы создали научно-производственные центры, работающие именно с этими направлениями науки. Работают четыре ведущих ученых, каждый из которых отвечает за свою область разработок. Считаю, что их исследования в будущем смогут повлиять на развитие науки. Большие надежды мы возлагаем на малые инновационные предприятия, которые мы начали создавать на базе вуза в соответствии с Федеральным законом о малых инновационных предприятиях. При взаимодействии с инвесторами уже работает малое инновационное предприятие «Энергия», в ближайшем будущем начнут свою работу предприятия «Углехимия» и «Система» (информационные технологии). Сложность состоит в том, что для таких предприятий нужно искать стратегических инвесторов. Но работа в этом направлении идет.
— Только что стали известны результаты конкурса на получение звания «Национальный исследовательский университет». Как Вы оцениваете участие ЮРГТУ в этом конкурсе?
— Да, действительно, мы участвовали в таком серьезном конкурсе, несмотря на все проблемы, которые были у вуза, и сначала не вошли в число победителей, даже в финал не попали. И я, и мои коллеги понимали, что шансов на победу у нас в тот момент не было. Но я все равно призвал коллектив собраться с силами и принять участие в этом смотре. Для чего? Для того, чтобы приобрести опыт, понять на практике, как оцениваются университеты на конкурсах такого уровня. Статус «национального исследовательского университета» — это большая честь, которую нужно заслужить. Во время подготовки заявки на конкурс мы ясно увидели свои слабые стороны, смогли трезво оценить свои возможности. Тем более, что вторая наша попытка побороться за это звание оказалась более успешной – осенью ЮРГТУ вошел в число 30 лучших университетов страны, по мнению экспертной комиссии. Думаю, в будущем наше участие окажется еще более успешным.
— В связи с Вашим назначением, изменится ли ситуация с трудоустройством выпускников? Планируете ли вы укреплять контакты в этой сфере с промышленными предприятиями?
— Во-первых, хочу отметить, что наши выпускники даже во время кризиса не имеют больших проблем с трудоустройством. От 80 до 90 процентов специалистов в технической сфере, по статистике, уже через несколько месяцев после окончания вуза оказываются трудоустроенными. К Новому году работу имеет подавляющее большинство. Но, тем не менее, я буду стараться укреплять связь с предприятиями, добиваться того, чтобы там ждали наших выпускников. Сейчас нам надо понять, чего ждут от выпускников на предприятиях. Пора забыть традицию, согласно которой молодому специалисту в первый рабочий день советуют забыть все, что ему рассказывали в университете, и учиться на практике.
— Планируется ли развитие программ международного образования?
— Мы сейчас вплотную занимаемся работой по созданию на базе нашего университета Института международного образования. В него войдут кафедры иностранных языков, недавно созданная кафедра русского технического языка, кафедра переводоведения и международных коммуникаций. Мы можем и хотим принимать иностранных студентов. Кроме этого, мы заинтересованы в том, чтобы наши лучшие студенты проходили стажировку за рубежом. В будущем мы хотели бы начать выдавать двойные дипломы, которые позволят нашим выпускникам трудо-устраиваться по всему миру.
— Мы видим, что сейчас несколько корпусов университета находятся в стадии ремонта. Какие работы в этом направлении запланированы на ближайшее время?
— Во-первых, сейчас идут завершающие работы по ремонту нового здания приемной комиссии. Как только я вступил в должность ректора, мне было не очень понятно, почему приемная комиссия, которая по праву может считаться лицом вуза, располагается в таких непрезентабельных помещениях. Было принято решение отдать для этих целей здание напротив главного корпуса, в котором раньше располагалась бухгалтерия. Сейчас там завершается ремонт. Теперь абитуриенты и их родители смогут с первого дня чувствовать, что мы их ждем. Думаю, хороший внешний вид здания приемной комиссии сделает процесс поступления менее стрессовым. В дальнейшем мы планируем привести в порядок спортивный комплекс, футбольное поле. В соответствии с федеральным законом о противодействии терроризму, в этом году в учебном городке будет введена пропускная система.
— Каковы особенности набора абитуриентов в этом году?
— Количество бюджетных мест держится примерно на уровне прошлого года. Единственная особенность – в этом году немного сократился «госзаказ» на специалистов гуманитарных специальностей. А вот технические специальности по-прежнему востребованы, высок спрос и на экономистов-отраслевиков. В целом набор абитуриентов будет идти по той же схеме, что и в прошлом году, особых изменений нет. В 2009 году мы первыми завершили набор студентов, несмотря на то, что этот год был тяжелым организационно. Именно в 2009 году мы наблюдали резкое сокращение количества выпускников. В этом году прогнозируется очередной спад количества абитуриентов, демографическая ситуация, как вы знаете, оставляет желать лучшего. Но я надеюсь, что мы наберем достойных студентов. Судя по количеству заявок на сдачу ЕГЭ по физике, в этом году наш университет не будет испытывать недостатка в абитуриентах.
В ходе пресс-конференции Владимир Григорьевич Передерий ответил также на вопросы, касающиеся социально-направленных программ, действующих в университете, рассказал о планах присоединения к ЮРГТУ (НПИ) нескольких колледжей и об идее создания в Новочеркасске интерната для одаренных детей из глубинки. Продолжение отчета о пресс-конференции ректора читайте в нашем следующем номере.
row['name']