Сегодня: 19 апреля 7887, Вторник

В далеком 1932 году, когда только-только закладывался Паровозстрой, молодые строители с надеждой мечтали, что по железным дорогам СССР помчат составы паровозы с эмблемой НПЗ! И уже через четыре года, в конце апреля 1936-го, настоящим подарком в Первомаю стали первые три паровоза, ударно собранные в Новочеркасске. 27 апреля 1936 года в 15.30 из ворот сборочного цеха выехал первый паровоз НПЗ 4-01 серии 159, при обкатке показавший удовлетворительные качества. Этот день и стал Днем рождения нашего завода!
Сохранился эскиз паровоза серии 159. Особо надо отметить, что по тем временам это был модернизированный локомотив — впервые в мировой узкоколейной паровозостроительной практике была применена цельносварная конструкция котла, что позволило снизить массу на 575 кг. Паровозы имели цельносварные тендеры и стали фактически основными на большинстве промышленных узкоколеек необъятной страны. До появления на НПЗ собственного тяжелого оборудования, литье и поковки для сборки первых паровозов заказывались на Луганском и Коломенском заводах. В марте 1936 года на нашем заводе начались проектные работы по подготовке производства к пуску и созданию техдокументации первых паровозов. Технологическую группу возглавляли инженеры Луганского паровозостроительного завода.
В годы первых пятилеток локомотивы, выпущенные НПЗ, нужны были везде! Индустриализация СССР — великие стройки, рождение промышленных гигантов — требовала все больше и больше транспорта: нужны стройматериалы, оборудование, люди… И стальные магистрали работали без перерыва. Первые 36 паровозов, выпущенные НПЗ, отправились на сахарные заводы Кубани и Украины для подвоза сырья и в Грозный — для нужд развивающихся предприятий нефтедобычи. Затем их стали использовать для вывоза древесины на лагерных лесоповалах, которых так много возникло в конце роковых 30-х… В 1936 году было выпущено 70 узкоколейных паровозов серии 159, а уже в 1937 году был налажен выпуск ширококолейных 54-тонных танк-паровозов серии 9П, которые ранее закупались в Швеции и Германии.
Паровозы серии 159, старенькие, пыхтящие, не один раз латаные и перекрашенные, исправно трудились и дожили до начала 70-х годов. А дальше дорога была одна – на металлолом. Но память-то жива! Не так давно в одном из депо Российских железных дорог был разыскан паровоз, выпущенный на НПЗ, сейчас он проходит восстановление, после которого станет достойным памятником первостроителям ударной стройки II пятилетки – Новочеркасского паровозостроительного завода!
row['name']