Сегодня:

К 65-летию Великой Победы

В течение всего двух недель оба моих зятя лишились своих дедов: Анатолий Иванович Бежанов скончался в субботний день 27 февраля, не дожив 20-ти дней до своего 85-летия; Анатолий Георгиевич Вольвич умер в субботу 13 марта вскоре после своего 75-летия. Будучи уже в преклонном возрасте, они умерли скоропостижно. Однако возрастной разрыв между днями их рождения у них достигал целого десятилетия. Так что первый взрослел в предвоенные годы, а второй — в послевоенные. Но войну пришлось пережить как одному, так и другому.

***
В семнадцать мальчишеских лет, прибавив себе возраст до необходимого для службы в действующей армии, добровольцем ушел юный Анатолий Бежанов на фронт Великой Отечественной. Воевал в прославленном соединении — в 5-ом гвардейском Донском казачьем кавалерийском Краснознаменном Будапештском корпусе. Последний для себя бой он принял на территории Венгрии, где, получив тяжёлое ранение, выбыл из действующей армии. В послевоенный период учился на агронома, но был со студенческой скамьи послан для учёбы в училище МВД, а затем направлен для работы в правоохранительных органах. После увольнения оттуда по состоянию здоровья (сказались последствия ранения и годы военного лихолетья) трудился на заводе синтетических продуктов (НЗСП).
Анатолий Вольвич в конце сороковых годов минувшего века стал студентом Таганрогского радиотехнического института. Но после его окончания работы по полученной им специальности в Новочеркасске не нашлось. И молодому специалисту пришлось самостоятельно переквалифицироваться. До последнего дня своей жизни трудился он в ВЭлНИИ, где в последние годы возглавлял один из его отделов. А в дни празднования Дня великой Победы он ездил в столицу нашей родины — в Москву, в которой и могли наблюдать его родственники по телевидению, стоящим на гостевой трибуне у кремлёвской стены во время проведения воинских парадов на Красной площади.
Да, уходит от нас поколение, знавшее войну не понаслышке! Уходит в год, в котором будет широко отмечена 65-летняя годовщина её окончания. Уже отчеканена и вручается ветеранам медаль в честь этого события. Прежде ведь чеканили и вручали победные медали лишь в годы, кратные десяти. На этот же раз медали отчеканили и производят их вручение в год, кратный пяти. Ибо пережить следующее пятилетие будет дано далеко не каждому из ныне здравствующих ветеранов самой масштабной из войн — Второй мировой.
Узнав о смерти А.И.Бежанова, я спросил у его внука (а своего зятя) Евгения, успели ли вручить Анатолию Ивановичу юбилейную медаль в честь 65-летия великой победы. И, услышав утвердительный ответ, искренне порадовался за него. Ведь до вручения медали в честь 60-летия победы в Великой Отечественной войне бабушка моих дочерей (а моя мать) дожить не успела. Но я всё же сходил туда, где вручали эти награды, и поинтересовался, есть ли в списках награждаемых моя мать. «Да, есть!» — ответили мне. Затем, приглядевшись внимательнее, уточнили: «Ой, а тут стоит отметка, что она умерла…».
Я подтвердил этот факт и решил узнать следующее: если ветеран был уже внесён в список награждаемых, то, быть может, всё же можно вручить предназначавшуюся ему награду его потомкам для её хранения в семье как память о 60-летней годовщине победы? «Нет, — ответили мне, — медаль вручается лишь лично в руки награждаемому!» Ну что ж: порядок есть порядок — ничего тут не поделаешь!
Однако при этом невольно возник ряд вопросов. И первым из них был следующий: «Куда денут уже отчеканенные медали в честь годовщины победы?» Неужели наше государство настолько скупо, что все невостребованные знаки отличия ему выгоднее вновь превратить в металл, чем расстаться с уже изготовленными из него наградами?
Это что же такое получается: пока идёт растянутый во времени процесс награждения, то кто-то (чьё награждение запланировано на конец этого периода) может до него и не дожить? И предназначенная для него награда останется невручённой? И будет вновь обращена в металл? Однако!!!

На снимке: автор публикации с ветераном 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса А.И. Бежановым.