Сегодня:

ИДИ И СМОТРИ

В выходные для музея истории донского казачества и его филиалов дни двери этих объектов культуры, как правило, бывают заперты. Но случается, что и за закрытой дверью кипит и бьёт ключом культурная жизнь нашего города.
Именно так было днём 12 января в расположенном на Буденновской улице выставочном зале, находящемся подле дома-музея художника-пейзажиста И.И. Крылова, где в этот день состоялось открытие уже 55-й по счёту выставки работ художников Новочеркасска.
Костяк представленных на этой выставке работ, как и в иные годы последних десятилетий, составили работы городского клуба художников. Клуб этот в следующем году отметит 40-летие своего существования. Но так как выставляли свои работы на всеобщее обозрение новочеркасские художники и до его официального создания, а также потому, что в некоторые годы проводились сразу несколько вернисажей, число выставок городских художников уже превысило полсотни. Более полусотни художников насчитывает и число участников новой выставки. Причём, более десятка из них стали участниками общегородской выставки впервые. А вот число представленных на выставке работ превысило полторы сотни. Это означает, что каждый из участников выставки представил на общегородской вернисаж в среднем по 3 своих работы.
Но это — лишь усреднённое число. В действительности же были авторы, из всех работ которых отборочная комиссия отдала предпочтение лишь одной. Но в то же время есть и художники, которые на новооткрытой выставке представлены четырьмя своими работами. Но дело, конечно же, отнюдь не в количестве работ, представляющих того либо иного автора, а в их качестве.
В данном случае, говоря о качестве работ, мы имеем в виду не только и не столько уровень их исполнения. Даже очень детально прописанное полотно вряд ли станет на выставке «гвоздём программы», если будет не общественно значимым, а созданным по принципу «искусство для искусства». К сожалению, следует признать, что число социально значимых работ в постсоветские годы становилось всё меньше и меньше, пока вообще не сошло на нет.
Так, на последних выставках совершенно нет работ производственной тематики. Их в своё время представлял на городские выставки, например, член Союза художников СССР П.Н. Коротченко, связавший свою творческую жизнь с крупнейшим промышленным предприятием нашего города — Новочеркасским электровозостроительным заводом. Но Павла Николаевича нет с нами уже больше года, а вместе с ним ушла с выставок в небытие и производственная тема.
А на исторические темы представляли работы такие авторы, как член Союза художников СССР В.И. Кулишов и член Союза художников России В.А. Шехавцев. Но и они ушли из жизни в минувшем году. Этот печальный для художественной общественности нашего города факт сообщил в своём выступлении нынешний председатель правления городского клуба художников В.Г. Канаев, предложивший почтить память ушедших из жизни художников Новочеркасска минутой молчания.
Владимир Григорьевич отметил также неоценимый вклад в художественную жизнь Новочеркасска таких старейших художников нашего города, как Пётр Николаевич Толстых, Василий Пантелеевич Есаулов, Александр Александрович Редичкин, Лев Викторович Елисеев, Владимир Никифорович Репников, Сурен Арташезович Гайломазов. Всем им председатель правления городского клуба художников составил и подписал благодарственные письма, с содержанием которых он ознакомил всех пришедших на открытии выставки представителей общественности Новочеркасска. А вручила их ветеранам заведующая домом-музеем И.И. Крылова Елена Александровна Григоренко. Старейшим из названных художников был П.Н.Толстых, достигший 95-летнего возраста. Остальные же либо уже преодолели 80-летний рубеж, либо вплотную приблизились к нему.
Вот что значит не только творческая, но и физическая активность! Ведь большинство художников много времени проводят на ногах, находясь на свежем воздухе за этюдниками. А в поисках сюжетов для своих этюдов они проходят пешком многие километры. К такому активному отдыху на природе добавляется ещё и высокий жизненный тонус людей творческих, получающих заряд не только бодрости, но и творческого удовлетворения от проделанной ими работы.
Однако вернёмся всё же в выставочный зал для ознакомления с представленными на 55-й городской художественной выставке работами. И хотя на сей раз здесь (по мнению автора этих строк) не наблюдалось произведения, которое стало бы неоспоримым «гвоздём программы», работы, привлекавшие внимание многих зрителей, конечно же были. К ним можно отнести немногочисленные на сей раз портреты работы Константина Сиденина и Льва Елисеева. Последний представил также немало предметов декоративно-прикладного искусства, внёсших разнообразие в казалось бы бесконечную череду пейзажных работ. Пейзажи присутствовали повсюду, причём не только живописные, но и в виде графических работ, и даже в виде вышивок.
К слову сказать, вышивка Т.В. Степаненко «Дворянское собрание» хоть как-то заполнила брешь, образовавшуюся из-за отсутствия на выставке живописных композиций жанрового характера. А вышитый крестиком «Портрет художника Ханса-Руди Гигера» работы Д.А. Сахно дополнил немногочисленное семейство представленных на этой выставке портретов. Автор сих строк мог бы перечислить до полусотни представленных на выставке произведений, привлёкших его внимание. Это и «Облака над степью» А.А. Редичкина, и «Осеннее солнце» В.И. Коновалова, и «Зимний этюд» С.З. Махина, и «Городской романс» Д.А. Шуткова, и гобелен «Тихий день» Г.Г. Лисовской, и часы настольные Н.С. Илюхина… Но стоит ли? Ведь каждый вполне способен сделать то же самое, предварительно посетив вышеописанную выставку и полюбовавшись выбранными на его вкус и цвет произведениями живописи, графики и прикладного искусства.