Сегодня:

Вас здесь не стояло!

Дернуло ж меня на днях свое водительское удостоверение – права — прочитать! И, о, ужас, я поняла, что стала злостным нарушителем: срок их действия истек, мягко сказать, недавно.
Медицинскую комиссию я прошла легко и быстро, сфотографировалась, уплатила госпошлину и, рискуя по дороге нарваться на штраф, поехала в ГИБДД.
Накануне меня, правда, предупредили, что очередь на замену прав надо занимать пораньше, но я не приняла это всерьез: что у них – удостоверения закончатся?
В среду, 9 декабря, мы приехали в ГАИ с моим коллегой. Было 8.15 утра. В очереди я оказалась 71-й, он — 72-м. Люди кучковались у будочки посреди двора, щелкая зубами и приплясывая – день был морозный. В будочке фотографировали тех, кто приехал без фотографий или «не с такими». Другим набирали на компьютере текст заявления. Делала всё это одна единственная «девушка», постоянно куда-то выходившая. Колени мои стукались друг о друга, зубы клацали, губы заиндевели. Коллега клялся категорически: «На зимнюю рыбалку больше ни ногой!».
Очередная порция замороженных втиснулась в будочку, но счастье длилось недолго: оказалось, что всю кипу документов нужно пойти проверить («правильные ли они?») в одном из окошек здания ГИБДД. Я ушла без надежды снова войти в будочку. Но водители вели себя достойно, как настоящие товарищи по несчастью – после проверки пропустили меня без разговоров.
Я уже протянула документы сотруднице, как предо мною возник гаишник. Лейтенант Леша положил на стол документы на имя неведомого мне Александра Кузьмича. Судя по фотографии, оный Кузьмич в очереди замечен не был, что и заставило меня поинтересоваться историей его появления.
— А что, я не могу помочь своему родственнику? – искренне удивился Леша.
Мне захотелось породниться с сотрудником ГИБДД, но на сделанное мной предложение он ответил категорическим отказом: «Уже женат».
В отместку я попросила у «девушки» квитанцию за услугу.
— Танюх! – крикнула она в соседнюю дверь. – Пробей!
— Это ж надо кассу включать, — заворчала та, но квитанцию выдала. На моих часах было 9.35, на квитанции – 10.35, что позволило предположить, что кассовый аппарат последний раз включали до перехода на зимнее время.
Слегка оттаявшие водители перемещались на первый этаж здания ГИБДД, к окошку, где сдавали документы.
Время здесь шло на минуты: за час приема прошло чуть больше двадцати человек. Семидесятым в этот день права не светили. И я (чего уж скрывать!) решила «зайти с тыла», воспользовавшись заманчивым предложением приятеля обратиться за помощью к его знакомому сотруднику ГИБДД. Знакомого «послали»: чуть сконфуженный, он вернул мне документы: «Она… не моя подчиненная!».
Счастливчиков в тот день оказалось 44: ровно стольких успели принять с 10-ти до 12-ти.
— Ровно десять человек приму с 15-ти до 16-ти, — сказала «девушка в окошке», и окошко захлопнулось.
Мы подвели итоги: за день примут 54 человека, а в очереди было больше восьмидесяти. Родственников лейтенанта Леши мы не считали. Как не считали и новоиспеченных водителей, сдававших в этот день экзамены.
Следующий день пропал: он был командирским. А это значит, что не принимали никого. В пятницу следовало ожидать тех, кто не достоялся в среду, не попал в четверг, плюс тех, кто пришел именно в пятницу.
Одевшись как на зимнюю рыбалку, мы поехали в ГАИ. Благо сотрудники автоинспекции спали, и мои просроченные права не заинтересовали никого.
Без пятнадцати 6 я была 30-й, коллега – 31-м. Мы преисполнились гордости и самоуважения. Покоя не давал только некий Соколов, стоявший в списке первым: он-то когда приехал?! Забегая вперед, скажу: с Соколовым мы так и не встретились, но третьего увидеть удалось – им оказался Михаил Алексеевич с моей родной улицы, приехавший в ГАИ в половине пятого.
И снова медленно тянулась очередь, а людей в ней было 106 человек. До обеда прошло еще меньше, чем в среду. А значит, с полсотни водителей уехали домой нарушителями. Нам в пятницу повезло: тридцатым удалось сдать документы, а после обеда получить, наконец, новенькие удостоверения.
Мы уехали, а в ГАИ остались стоять не потерявшие надежду, но проспавшие права водители. Время от времени в коридоре появлялись наивные новички, решившие, что они «прям щас» раз-два и поменяют просроченные удостоверения. В ближайшие дни народу ожидается еще больше, так как в 2000 году была массовая замена водительских удостоверений со сроком действия 10 лет…
***
По-моему, в России три беды: дураки, дороги и очереди. И все они как-то очень перекликаются, а когда сливаются, выходит просто техногенная катастрофа!
Вот, спрашивается, госавтоинспекция не знала, что в конце года к ним придут менять права гораздо больше водителей, чем летом? Знала? А нельзя было с таким наплывом народа справиться, как-то у них прием документов организовать?
Кстати, не могу не похвалить новочеркасскую ГИБДД за полную, конкретную, ясную информацию о порядке обмена водительских удостоверений, размещенную на доске на первом этаже. Если внимательно прочитать, не остается ни одного вопроса: куда и сколько платить госпошлину, с какой стороны уголок у фотографии, принимают ли рукописное заявление (можно даже взять его образец).
Но почему нельзя организовать предварительную запись на прием, например, по телефону? Почему люди должны с 4-х до 8-ми утра стоять зимой на улице — только в 8 открывается здание ГИБДД? (На днях, кстати, обещают мороз до -24 градусов). Неужели руководство инспекции не видит всего этого и не понимает, что дальше людей будет больше, а обстановка хуже? И эта самая обстановка превращает законопослушных граждан в нарушителей ПДД. Последнее докажем.
Предположим, водитель приезжает во вторник – заранее: срок действия прав истекает у него в пятницу. И не проходит. В среду – не проходит. В четверг в ГАИ командирский день. Я в пятницу он, к примеру, заболевает или везет дочь в школу, или жену в больницу. И снова не успевает! В субботу по дороге в ГАИ (за правами!) его штрафуют на две с половиной тысячи. Пока составляют протокол, он ищет сына – отогнать машину домой и … правильно!.. не успевает!
Так что же будем делать, господа руководители ГИБДД?