Сегодня:

«В жизни давно я понял, кроется гибель где,
В пиве никто не тонет, тонут всегда в воде.
Реки, моря, проливы, сколько от них вреда,
Губит людей не пиво, губит людей вода».
Песня из кинофильма.

Когда солнце еще не проснулось, я выключаю надрывающийся будильник и плетусь к умывальнику, чтобы хоть как-то взбодрить «контуженный» звенящим звуком организм. С еще закрытыми глазами открываю кран, жду, когда на ладони мне польется струя прохладной живительной влаги, но не тут-то было. Вместо нее из крана вытекает странная мутноватая жидкость, по запаху смахивающая на «белизну» (хлорку). От такой неприятности глаза мгновенно выпучиваются: всё просто замечательно, теперь можно и не умываться. Лучше пойти на кухню, хлебнуть кофе, напиток уж точно поможет прийти в себя и напряженному туловищу, и спящему сознанию.
Я беру в правую руку чайник в левую любимую синюю чашку и плюхаю в нее порцию кипятка. Так почему же на дне моего бокала кроме кристально чистой водицы бултыхаются белые чаинки? Я подозреваю, что это не эмаль (тем более что чайник никелированный), а известковый и еще какой-то налет, при накоплении отваливающийся со стенок посуды. Хорошо хоть заметила, а то на зубах бы скрипел…
Ну все, на одно утро гадостей хватит. Загляну лучше в холодильник, может, там отыщу чего-нибудь, чтобы жажду утолить.
На дверце «холодного шкафа» мирно покоится бутылка с подсолнечным маслом, банка варенья и… газированный напиток – вот ты какой, мой спаситель! Сейчас отвинчу крышку, налью содержимое в бокал, и я спасена! Главное — не читать список ингредиентов – так будет разумнее. Но любопытство вырывается вперед, и перед глазами открывается целый список всяких Е-добавок и много чего еще (хорошо, что мелкими буквами).
Довольно! День загублен на корню, и несмотря на то, что из воды я, вероятно, все же состою, в такой момент кажется, что это временно, по крайней мере, держаться от ее источников на некоторой дистанции намного безопаснее.
Такой кошмар может случиться и с вами, если вы недостаточно тщательно следите за качеством «омывающей» вас жидкости.

Страшно даже представить, что мы пьем (это я не про алкоголь). Помимо немалой части таблицы Менделеева, среди элементов которых обязательно есть металлы и соли (жаль, не те, что полезны для организма), в примесях «домашней» воды неизбежно присутствует хлор. Не ошибусь, если предположу, что от ежедневного многоразового соприкосновения с «исподкрановой» жидкостью портятся не только зубы, кожа и волосы. Если на посуде после кипячения воды остается толстенный осадок, можно хотя бы приблизительно представить, что происходит в нашем организме, а скорее всего, и помножить свои представления в несколько раз, ведь внутренние органы с антинакипином не прокипятишь.
Зато под рукой почти всегда есть сладкая газировка, которая, вероятно, растворяет образующийся в организме налет (а вместе с ним и все оболочки и слизистые). Например, всем известной «Фанте» еще много лет назад пророчили успех на поприще заправской чистильщицы сточных труб.
Ах, сколько же их, таких газировочек!
Вот, например, Тархун — сладкий безалкогольный газированный напиток зелёного цвета. Обладает прохладительным свойством. Изготавливается из воды, лимонной кислоты, сахара и экстракта эстрагона – вроде ничего вредного.
Изобретён в 1887 году тифлисским аптекарем Митрофаном Лагидзе, который догадался добавлять в газированную воду с натуральными сиропами собственного производства пахучий экстракт кавказского эстрагона — тархуна.
В советское время в этот напиток добавляли зеленый краситель. Но сейчас зеленый уличили во вредности, и производители перестали его добавлять. Теперь тархун делают, применяя светло-желтый E102 и синий E133 красители.
Зря, наверное, аптекарь старался, теперь от былого качества (да и рецепта) «Тархуна» не осталось и следа.
Приблизительно в то же время отличился и еще один аптекарь, Джон Пембертон, придумав рецепт из сиропа от простуд и головной боли и газированной воды. Он изобрел кока-колу. Изначально этот напиток производился из настойки листьев коки и орехов кола. Из чего изготавливают популярную воду теперь, я думаю, вы приблизительно понимаете.
Первую шипучку придумали более чем на 100 лет раньше. Это «преступление» совершил английский ученый Джозеф Пристли. В пивоварне он наблюдал за брожением пива и выделяемым в результате процесса газом. Он поставил на пивоварне эксперимент, и вода зарядилась пивным углекислым газом. Попробовав получившуюся жидкость, ученый был поражен ее неожиданным вкусом.
Далее в 1770 году швед Тоберн Бергман сконструировал аппарат, позволяющий под давлением (с помощью насоса) насыщать воду углекислыми пузырьками и назвал его сатуратором (лат. satur — насыщать).
Первым промышленное производство газированной воды начал Якоб Швепп. Он в 1783 году усовершенствовал сатуратор и создал промышленную установку для выпуска газированной воды. В начале XIX века Швепп для удешевления производства стал применять для газирования пищевую соду, и газированную воду стали называть „содовая“. Швепп основал компанию, которая в последствии переродилась в торговую марку Швепс.
Говорят, что газированная вода дает толчок к развитию у женщин целлюлита, только это еще не самое ужасное последствие злоупотребления газводой.
Были ли рецепты газировки изначально безвредны, теперь до истины и не доберешься. В любом случае у каждой шипучки есть определенная кисло-сладкая основа, то есть положенное по рецептуре количество сахара (или его заменителя) и кислота. Сахар – углевод. Один грамм этого сладкого продукта дает организму 3,85 килокалории. Так, в пепси — 57,74 ккал на 100 мл жидкости, у коки — 42 ккал на такой же объем. В «Саянах» – пять с половиной кусочков сахара, а в «Швепсе» около четырех, что тоже не мало.
Лишний сахар избавляет организм от витаминов группы В.
Легко усваиваемые углеводы и калории, поступая в организм, вероятнее всего утилизируются в жир. Поэтому чрезмерное увлечение сладкой газировкой может увеличивать вероятность ожирения.
В популярных низкокалорийных напитках сахар заменен искусственными подсластителями. Калорий с таким напитком меньше, однако пользы не больше.
Самый известный подсластитель — аспартам белок. У некоторых людей на этот белок может возникать аллергия. Другие подсластители: сахарин, суннет (ацесульфат калия), цикломат. И сахар и подсластители, содержащиеся в напитках, оставляют сладкое послевкусие. Поэтому получается, что сладкая цветная ароматная бурлящая вода, та, которую обожают все дети и многие взрослые, не выполняет даже основной своей функции – она не утоляет жажду.
Кислота не только разъедает эмаль зубов, она может приводить к ослаблению костной ткани (поэтому кости легче ломаются).
Иногда вместо названия кислоты пишут цифровой код. Кислота лимонная — Е330, ортофосфорная — Е338.
Обязательно в любой газированной воде есть углекислый газ. Сам по себе он безвреден (его используют для лучшей сохранности напитка), но его присутствие в воде возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность желудочного сока и провоцирует метеоризм — обильное выделение газов.
Последствиями регулярного и частого употребления газированных напитков детьми и подростками являются заболевания органов пищеварения, ожирение, сахарный диабет, кариес, аллергия.

В некоторых странах уже введён запрет на торговлю сладкими газированными напитками на территории начальных учебных заведений. Доктора настоятельно рекомендуют отказывать детям в покупке шипучек, а если и позволять стакан сладкой газводы, то не чаще одного раза в 7-10 дней.

Поневоле возникает вопрос: неужели лучше совсем не пить?
ОКАЗЫВАЕТСЯ, НУЖНО ПИТЬ ПРАВИЛЬНО:
1. Маленькими глотками за несколько приемов. Этим мы поможем своим почкам.
2. Один-два стакана сразу после пробуждения.
3. Не во время еды и не перед сном.
4. Не очень холодную воду. Чтобы не приводить к замедлению процессов обмена веществ.
Но это только азы «водопоя». А о том, что же именно выбрать в качестве жидкости, балансирующей водную среду организма, я расскажу в каком-нибудь из следующих номеров «ЧЛ».