Сегодня: 19 апреля 2097, Пятница

Свобода совести

Я — не полностью верующий в Бога и не безбожник, а такой, каких большинство: ищущий истину в науке, философии, религии, идеологии и в практике жизни. Меня возмутила статья в «Новочеркасских ведомостях» — «Пора убрать сторожевую башню» (№ 42 за 21-27 октября 2009 года). Подумалось, что это? Шаг к 1937 году?
Из ныне живущих не все знают про 1937-38 годы. Тогда такие заметки были обычным явлением — убрать, запретить, ликвидировать… Известно, чем кончались такие призывы: миллионными жертвами.
Мне 86. Я просто живой пока свидетель тех событий, когда ты думал по-другому, чем думала власть, и помню последствия такого разнодумья.
Мне хотелось сказать протоиерею Олегу Добринскому, что в моей памяти еще сохранилось чудовищное количество расстрелянных и не вернувшихся из Соловков священнослужителей. И что в самом Новочеркасске были закрыты и разрушены по меньшей мере восемь храмов: Александро-Невский на улице Декабристов, монастырская церковь на Крещенском спуске, Свято-Троицкая на улице Революции, Старообрядская на улице Пушкина, Успенская на улице Кирова, Серафимовская, Никольская, Николаевская. Вознесенский собор тоже не работал, только единственная церковь на кладбище потихонечку действовала.
Помню, что нынешний патриарх Кирилл ездил с миром в недружественную Украину, а предыдущий патриарх Алексий регулировал отношения с зарубежной православной церковью. А Вы, Олег Добринский призываете убрать и разогнать…
За что? Есть разночтения по Священному писанию. Их, если я правильно разобрался, всего шесть. Первое — свидетели Иеговы считают, что бог был один, а православная церковь признаёт 3 бога – Троицу. Второе — Марию, родившую Иисуса Христа, иеговисты не признают богоматерью. Третье — они отрицают, что неправедники будут кипеть в аду. Четвертое — они считают, что праведники после второго пришествия Христа продолжают жить в земном раю, а православие отправляет души умерших на небо. Пятое — они отказываются брать в руки оружие, т.е. служить в Армии (для этого есть альтернатива). Шестое — они против смешения крови при медицинских операциях. И Вы, и они опираетесь на Библию. Так ли велики разночтения Библии, чтобы призывать к аналогии 1937-38 года?
Из заметки в «Новочеркасских ведомостях» я не увидел, что свидетели Иеговы нарушают законы нашей страны, что занимаются политикой или экстремистской деятельностью. Так за что же «убрать» Сторожевую башню? Может за то, что они трактуют (понимают) некоторые моменты Священного писания не по-православному? Но ведь Вы, Олег Добринский, не станете отрицать, что Библия — это не лёгенький роман для чтения, что там не всё легко понимаемо, тем более, что первоисточники Библии не сохранились, а многочисленные переводчики показывают разночтения.
Как участник Отечественной войны, я хорошо помню, что именно во время этой войны изменилась политика Сталина по отношению к религии. Лично я полагаю, пусть это не самый главный фактор — почему мы одержали победу над Гитлером. Но сам по себе данный факт способствовал нашей Победе. Это бесспорно и произошло это в 1943 году.
Заметим, что в то время в западных буржуазных странах и в Америке произошла утрата духовного влияния церкви на массы. В энциклике «Экклезиам суам» папа Павел шестой писал: «Многие из людей, и, к сожалению, слишком многие, не исповедуют никакой религии и даже… открыто провозглашают себя безбожниками» (Д.М.Угринович. Религия и общество. Изд. «Знание». М.1971).
Это была явная констатация утраты церковью её влияния в народных массах. Во Франции уже в 50-60 годах воскресные мессы посещали в Париже лишь 10-12% населения, а в рабочих районах и того меньше — 3-7%. Даже в цитаделях католицизма Испании, Португалии, Италии посещаемость церквей такова: 56% никогда не посещают, 30% населения посещают их время от времени и только 14% — регулярно. Аналогичные цифры наблюдаются в протестантских странах Европы. В США около половины населения посещают храмы, но из 98% утверждающих, что верят в бога, 40% ни разу не читали Библии.
Большинство западных социологов считает, что имеет место утрата религией роли главного регулятора, воздействующего на умы людей, и объясняет этот кризис религии индустриализацией и урбанизацией общества, т.е. массовым применением машин и развитием научных знаний.
Церковь во многих буржуазных странах отделена от государства и лишена политических и правовых функций. Наряду с этим растёт религиозный плюрализм. Классической страной религиозного плюрализма считается США. Там нет господствующей церкви, как в Индии, на Ближнем востоке и России.
В настоящее время известно десять конфессий, в том числе наиболее распространённых — православие, католицизм, ислам и буддизм — и десять тысяч сект.
Основанная в США в 1872 году христианская организация свидетелей Иеговы имеет сто пятнадцать филиалов в двести тридцати шести странах и насчитывает:
Вдумайтесь в эти цифры, показывающие регулярное (из года в год) увеличение верующих Свидетелей.
Напомню, что раньше религия внедрялась огнём и мечом. Известны кровавые походы крестоносцев Европы в страны Ближнего Востока и Африки. Вспомним Джордана Бруно и других сожжённых на кострах еретиков, т.е. отступников от догматов господствующей религии. Теперь же в связи с упадком религии руководители той или иной конфессии ищут пути сохранения и упрочнения своей религии в приспособлении к современности. В храмах устанавливается новая техника, в том числе и компьютеры. Церковь изучает своих противников, делает послабление и закрывает глаза на тех, кто не соблюдает пост, чтобы сохранить паству. Церковники, чувствуя, что народ больше волнуют социальные проблемы, а не мифы и догмы, участвуют в организации досуга и других культурных мероприятий, используют СМИ — раньше человек просто веровал и всё, а теперь надо не просто воспринимать догму, а размышлять. Такие же меры, которые предпринял протоиерей Олег Добринский — митинг возле резиденции организации Свидетелей Иеговы — пахнут насилием, как мы уже говорили в начале статьи.
В России налицо возрастание религиозности, причём от низов и до верхов. Думаю, что все видели молящихся в храмах нашего Президента, премьер-министра и других лиц руководящего состава. Они верят, что христианство содержит в себе этические принципы, способные преобразовать общество и решить основные социальные проблемы, и учения о любви к ближнему. Высокие нормы морали: доброта, справедливость, милосердие, честность, правдивость, скромность, трезвость, взаимопомощь, любовь — вот чем надо руководствоваться православным верующим, а не «долой», «убрать», «казнить». А сурово осуждать заблуждающихся можно и не применяя мер насилия, духовного террора. Зачем же мы тогда отмечаем ежегодно 4 ноября День согласия народов России?

Комментарий с «Лавочки»: ДО ЕВРЕЙСКИХ ПОГРОМОВ — ОДИН ШАГ?

Ни в коей мере мы не берем на себя роль адвокатов свидетелей Иеговы. Но… Статья в «Новочеркасских ведомостях» вызвала у нас немалое удивление. Во-первых, впечатляет, когда духовная особа (читай – отец Олег) принимает участие в деле сугубо мирском (инициирует его – по утверждению сайта 161.ru) – в митинге! Во-вторых, любопытно утверждение автора о том, что религиозная организация «Свидетели Иеговы» «недавно была официально признана сектой». Называется, слышал звон, да не знает, где он… А после чтения фразы «священнослужители окропили ворота и двор сектантов святой водой и совершили молитву вместе с прихожанами» хочется крикнуть: «Со своим уставом да в чужой монастырь?!».
Свидетелей Иеговы обвиняют в экстремизме. Но, к разочарованию Олега Добринского, не всех поголовно во Всея Руси. Например, в Нижегородской области Минюст при проверке деятельности религиозных организаций «Свидетелей Иеговы» нарушений не выявил. Деятельность нижегородских Свидетелей Иеговы взята на особый контроль только «учитывая ситуацию, которая сложилась в Ростове-на-Дону». Кто же «сложил» ситуацию на вольном (казалось… ) Дону?
11 сентября 2009 года Ростовский областной суд вынес решение по заявлению прокурора области: признать местную религиозную организацию Свидетелей Иеговы «Таганрог» экстремистской. Целый список литературы, распространяемой таганрогскими иеговистами, признан экстремистскими материалами и должен быть внесен в специальный федеральный список «запрещенки». Свидетели Иеговы судебное решение обжаловали, дошли до Верховного Суда. Последнее обстоятельство послужило причиной любопытной истории на таможне. 11 ноября Выборгская таможня Ленинградской области отменила запрет на ввоз задержанной ранее литературы, предназначенной для Управленческого центра «Свидетелей Иеговы» в России. Принимая решение о запрете, таможня руководствовалась приговором Ростовского областного суда, признавшего литературу «Свидетелей Иеговы» экстремистской. После того, как Управленческий центр представил доказательства того, что этот приговор обжалуется в Верховном суде РФ и не вступил еще в силу, таможня направила запрос в Ростовский областной суд. Получив подтверждение, таможня разрешила ввоз в Россию всех задержанных книг, кроме одной публикации.
Кстати, редакции «ЧЛ» удалось познакомиться с экспертным заключением по делу таганрогских иеговистов. Исследование проводилось Южным региональным центром судебной экспертизы, в составе экспертов – религиовед, лингвист и психолог. Анализировалась распространяемая «Свидетелями Иеговы» литература.
Первым вопросом экспертам был следующий: «Содержит ли представленная (согласно списку) литература признаки возбуждения религиозной розни (подрыв уважения и неприязнь к другим религиям); признаки пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии?» Отвечая на него, религиовед признал, что это в текстах, безусловно, есть, но «следует подчеркнуть, что пропаганда собственной исключительности и превосходства является неотъемлемой характеристикой любой религии». И далее: «Высказывания о неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии отсутствуют. Наоборот, отмечается, что вероисповедание не является достоинством или недостатком человека <…> и заявляется о свободе выбора религии <…>».
На вопрос «Имеются ли высказывания, содержащие призывы к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к лицам какой-либо конфессиональной группы, национальности?» религиовед С.Н. Астапов, лингвист Т.Н. Касьянюк и психолог С.С. Шипшин ответили: «Не содержится», «Отсутствуют», «Не имеется». А как теперь с этой точки зрения посмотреть на слова и действия новочеркасских священнослужителей, казаков и мирян по отношению к инакомыслящим – иеговистам? «В нашем городе «свидетелям Иеговы» не место! – заявил отец Олег» (см. «Новочеркасские ведомости»). И дальнейшее развитие событий, радостно описанное корреспонденту сайта 161.ru пресс-службой Всевеликого войска Донского: «Собравшиеся буквально атаковали дом, арендуемый тоталитарной сектой «Свидетели Иеговы». Члены секты были изгнаны из занимаемого помещения».
Господа прокуроры, а не похожи эти действия на экстремизм или на популярные в начале прошлого века еврейские погромы?
Кстати, на нынешний Новочеркасск, где всегда спокойно уживались «дети разных народов», исповедующие свои религии, многие из них теперь обижаются. Взять тех же татар-мусульман: кому понравится, что на кладбище в хуторе Татарка, где похоронены их предки, сыплются с городской свалки горы мусора? Или вот такая информация, попавшаяся на сайте Ислам.ру:
«… в Ростовской области ущемление по религиозному признаку налицо. Но ведь за этот город, за эти исторические места наши ветераны, в том числе и мусульмане, проливали кровь. Нас просто вынуждают выйти на улицу и организовать митинг или пикет, которые потом будут объявлены противозаконными, хуже того экстремистскими или террористскими. При этом ни официальная власть, ни средства массовой информации не идут на какую-либо публичность, стараясь не освещать проблемы, трудности мусульман, которые могут собираться только в собственных частных домах или отдельных квартирах. Мы уже не говорим о восстановлении наших храмов, исторически расположенных на территории Ростовской земли, в частности, в Новочеркасске не дают земельный участок под строительство мечети». Елена Надтока, член Союза журналистов России, атеистка.