Сегодня:

Приезд 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, на Донскую землю Патриарха Московского и всея Руси Кирилла явился большим событием для жителей нашего края. Многие смогли лично присутствовать на службах, которые Патриарх совершал в Ростовском соборе Рождества Пресвятой Богородицы и Новочеркасском войсковом кафедральном соборе. Проповеди, с которыми Патриарх Кирилл обращался к народу, запали в сердца людей. Однако услышать их смогли не все.
По просьбам наших читателей мы публикуем речи Святейшего Патриарха во время его визита в Новочеркасск.

Речь Патриарха Кирилла в Вознесенском соборе

Сегодня праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров – символ защиты, символ помощи, которую Царица Небесная дает каждому, кто обращается к Ней с верой, в ответ на его труд и на его молитвы. Этот праздник — любимый в нашем народе, но особенно – в казачестве, потому что с праздником Покрова связано одно из чудесных событий в истории казачества. В далеком 1641 году донские и запорожские казаки совместно, как один народ, как одно казачье братство, держали оборону Азова от турок.
Почти 4 года длилась эта оборона. Враг в 15 раз превышал силы казаков, но это не надломило волю к победе, не породило страха перед смертью. Мужественно оборонялись казаки, защищая город и Отечество свое. И крепко молились, потому что знали, что, по человеческому рассуждению, один не может победить пятнадцать. И в канун праздника Покрова явлено было видение казакам Пресвятой Богородицы, и уверовали они, что Покров Царицы Небесной в ответ на их мужество, их волю к победе, в ответ на их молитву горячую простирается над ними. И стали без боя отступать турецкие войска от Азова, прекратив четырехлетнюю его блокаду.
В истории казачества было много чудес. Чудо – это когда Бог свою силу и свою энергию соединяет с человеческой силой и энергией, когда свою божественную волю соединяет с человеческими деяниями. Тогда умножаются силы и совершаются великие деяния.
Я хотел бы все Всевеликое Войско Донское и всех казаков поздравить с великим праздником Покрова Пресвятой Богородицы.
Слова «казак» означает «вольный человек», любящий волю, любящий свободу. Собственно, так и возникло казачество, когда на эти южные земли стали переселяться те, кто любил свободу, любил волю. Поскольку земли были богатыми, то их надо было защищать. А потому с самого начала эти любящие волю и свободу люди вынуждены были силой оружия защищать свои дома и свои семьи. Но не все из них стали казаками. Любящие вольницу становились очень часто разбойниками. Известно, как много горя приносили эти люди, которые жили по своему разумению, по своему хотению, по своему произволению. Нередко они применяли силу оружия, чтобы творить беззакония. А чем же казак, вольный человек, отличался от разбойника, вольного человека? Почему казаки боролись с разбойниками? Ведь и те, и те любили волю, и те, и те имели оружие, и те, и те защищались. Почему одни стали называться казаками, а другие разбойниками? Потому что казаки поняли, что одной свободы мало. Если человеку все дозволено, то человек становится зверем. Если не контролировать свою свободу, то начнешь жить по закону греха, творить беззаконие и приносить зло. Казак – это такой вольный человек, который свою свободу и свою волю подчинил Божьему Закону. Вот почему без веры православной нет и казачества. Так было в древности, так и сейчас. Если казак живет по Закону Божьему, то исполняет великие Божие слова. Господь говорил о том, что Его учеником является тот, кто слово Его соблюдает. И именно таким ученикам открывается истина. И говорит Господь: познайте истину, и истина сделает вас свободными. Не человеческое понимание свободы, не раскрепощение греха, похоти и страстей, а свобода во Христе, свобода, подчиненная нравственному закону. Когда свобода подразумевает и ответственность, тогда любящий свободу человек становится казаком, а не разбойником. А кто поставляет себя под Закон Божий, начинает жить этим законом, у того возникает любовь в сердце к своим близким, своим родным, своему Отечеству. Вот почему казаки всегда служили Отечеству: потому что свою свободу соединяли с нравственным Божьим Законом. Жили по совести. А как же жить по совести и не любить народ свой? Как же жить по совести и не любить Отечество свое? Вот почему свободным произволением брались они за меч, за шашку свою казацкую, когда надвигалась опасность над народом и над страной, и жизни своей не жалели, отстаивая свободу Отечества, сохраняя его независимость, делая неколебимыми рубежи его.
За верность Богу, Церкви Православной, за жизнь по совести, за верность присяге и Отечеству пострадало казачество так, как, может быть, никто иной на земле нашей. И многим казалось, что память погибла о них, и никогда больше не наполнится этот казачий новочеркасский собор народом нашим, и никогда сотни и сотни людей, облаченных в казацкую форму, не преклонят больше колена пред Господом и не обратят свою молитву к Царице Небесной. Но совершилось и это чудо. И мы сегодня как народ, может быть не так быстро, как хотелось бы, но поворачиваем свое лицо к Богу, начинаем понимать, что жизнь человека может быть счастливой и радостной только тогда, когда свободу свою, Богом дарованную ему свободу, он соединит с верностью Божьему Закону. И когда будет любить Отечество свое и близких своих.
Пробуждается и возрождается казачество наше. Много еще испытаний и, наверно, проблем надо будет преодолеть. Но самое главное, мы должны помнить: если хотим, чтобы совершалось над нами чудо Божье, чтобы Бог преклонял к нам свою милость, мы должны хранить веру в сердце, жить по совести, по Божьему Закону, любя друг друга и любя Отечество наше. И тогда никакие соблазны, никакие человеческие страсти, никакая борьба за власть, в том числе и в казаческом сообществе, не будут страшны. Потому что будет являться Божья правда, и казаческое сообщество будет сильным и неколебимым, будет мощной опорой государства российского, поддержкой Церкви, примером для народа.
С большой радостью я прибыл к вам, чтобы впервые в истории совершить в этом величественном соборе Всевеликого Войска Донского Божественную литургию. И в день Покрова вместе с вами горячо помолиться об Отечестве нашем, о народе нашем, о казачестве нашем, о Церкви нашей. И верим, что как и в прошлом, Царица Небесная преклонит и к нам свою милость и явит нам великую победу. Победу над грехом и злом, преодоление проблем и трудностей, что встречаются на нашем жизненном пути. Пусть Она, Царица Небесная, покрывает своим покрывалом казачество наше, храня его от всяческого зла. Аминь.

Обращение Патриарха Кирилла к народу со ступеней храма после службы

Всех вас, братья-казаки, сердечно поздравляю еще раз с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Храните в сердце своем веру православную, без которой нет казачества. Храните в своем сердце любовь к Отечеству, без которого нет казачества. Храните доблесть, мужество, смелость, отвагу и способность защищать страну, обижаемых, слабых, служить делу Божьей справедливости и процветанию России. И пусть Покров Пречистой и Благословенной Царицы Небесной сохраняет вас и ограждает от всякого зла во славу веры и Отечества. Храни вас Господь!

В следующем номере газеты будет опубликована речь Патриарха Кирилла на заседании Совета по делам казачества при Президенте Российской Федерации.
row['name']