Сегодня:

Мне неоднократно приходилось слышать от старожилов, что в казачьей столице когда-то жил генерал-однофамилец великого русского полководца. Я заинтересовался, и вот что удалось выяснить.
Да был такой, но этот новочеркасец лишь на 48-м году жизни стал носить фамилию Суворов, хотя его знали до этого как Петра Филипповича Березовского. Смена фамилии принесла ему известность в донском краю: после покушения в Париже поляка Березовского на императора Александра II он не пожелал носить такую же фамилию, как и у «злодея», и в июле 1867 года получил высочайшее соизволение взять фамилию матери, урожденной Суворовой.
Петр Филиппович числился казаком станицы Новочеркасской. В семнадцатилетнем возрасте был принят на службу во внутривойсковых подразделениях, потом служил в Атаманском полку.
Его по личному прошению командировали на Кавказ. Служил в 20-м Донском казачьем Бакланова полку, а затем в 17-м полку Полякова. Историк писал об этих знаменитых казаках: «Кто знаком с боевой деятельностью на Кавказе донского героя Бакланова, тот знает и имена лучших и любимых им сподвижников из донских казаков – В.А.Полякова и П.Ф.Березовского».
Десять лет прослужил Петр Филиппович на Кавказе, оставаясь там по собственному желанию без положенной смены. Он участвовал в 154-х сражениях и боевых вылазках, пройдя путь от рядового до войскового старшины, получив за отличия ордена Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» и Святой Анны III степени с мечами и бантом. В 1855 году во время Крымской войны Петр Филиппович был вызван на Дон, где принял командование над 69-м Донским казачьим полком, который находился тогда в составе войск, использовавшихся для защиты от неприятеля берегов Азовского моря. Он командовал этим полком до заключения мира.
В начале 1857 года Петр Филиппович получил назначение, о котором помнили многие поколения новочеркасцев: он стал полицмейстером города Новочеркасска. На исходе своей одиннадцатилетней полицмейстерской карьеры Петр Филиппович и добился получения фамилии Суворов. В донской столице к нему относились с одинаковой доброжелательностью и простые жители, и казачье начальство. Наказной атаман А.Л.Потапов писал о нем: «Полковник Суворов, начавший службу в гвардии и заслуживший блистательную репутацию храброго офицера на Кавказе, был избран в должность полицмейстера и в течение одиннадцати лет исправлял эту должность, заслужил такую же лестную репутацию, уважение и любовь всех жителей города Новочеркасска». За безупречную службу на посту полицмейстера казачьей столицы он был награжден тремя орденами.
В 1869 году Петр Филиппович был назначен командиром 62-го Донского казачьего полка, с которым служил в Привислинском крае и получил за эту службу орден Святого Владимира III степени. Три года спустя, после возвращения с полком на Дон, Петр Филиппович получил назначение на должность помощника председателя областного приказа общественного призрения. В этой должности в 1879 году он был произведен в генерал-майоры. После этого его стали называть «генерал Суворов».
Примечательно, что во время посещения Новочеркасска в мае 1887 года императором Александром III Петр Филиппович был выбран дворянством в числе самых уважаемых казаков в депутацию, подносившую императору хлеб-соль. Для того времени это была высокая честь.
Через год после этого события Петр Филиппович скончался. На мраморном кресте, установленном на новочеркасском кладбище над его могилой, была помещена лаконичная надпись: «Генерал Суворов». С той поры в памяти горожан надолго закрепилось убеждение в том, что в Новочеркасске некогда был «свой» Суворов.