Сегодня: 18 апреля 0044, Понедельник

2009 год – год отчетов и выборов в профсоюзе. Сегодня, как никогда, важно дать объективную оценку деятельности профсоюза, наметить перспективы развития. О том, что удалось сделать, и о перспективах работы беседует редактор газеты «Новочеркасские ведомости» Ирина Васильева с председателем новочеркасской организации профсоюза работников образования и науки РФ Татьяной Жихаревой.
— Татьяна Алексеевна, что представляет собой Новочеркасский городской профсоюз работников образования?
— Новочеркасская городская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ – это объединение людей с разными политическими пристрастиями и убеждениями, насчитывающее более 2 500 человек. Профсоюз работников образования города объединяет работников дошкольных образовательных учреждений, средних школ, учреждений дополнительного образования детей, работников автотранспортного колледжа, казачьего кадетского корпуса, ветеранов педагогического труда. Есть профорганизации в межшкольных учебных комбинатах № 1 и № 2; в детских домах № 1, № 2, № 4, № 8; в школах-интернатах № 1, № 28, № 33.
Наша миссия – представление и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования.
— Сегодня социально-экономическая ситуация в стране изменилась. Какова же роль современного профсоюза в жизни людей? Чем он занимается?
— Если вспомнить о деятельности профсоюзов в недавнем социалистическом прошлом, то можно сказать, что профсоюзы серьёзно занимались социально-экономической поддержкой своих членов. По профсоюзным путёвкам в различных здравницах ежегодно отдыхали десятки тысяч наших сограждан, а в пионерских лагерях — практически вся детвора страны. У профсоюза были свои санатории, дома отдыха, пансионаты; по ордеру, выданному профкомом, многие работники получали квартиры.
В настоящее время социальный диалог, который ведут профсоюзные структуры, начиная с первичного звена и заканчивая федеральным, нацелен на главное: чтобы каждый человек получал адекватное вознаграждение за труд, чтобы экономическая стабильность была в каждом доме. Через систему коллективно-договорного регулирования профсоюзы создают нормативно-правовую базу для решения социальных проблем работников.
Сегодня профсоюзы всех уровней продолжают диалог с властью на фоне финансового кризиса по поводу того, что связано с введением новой отраслевой системы оплаты труда. Профсоюзы добиваются увеличения фонда оплаты труда, сохранения федеральных гарантий по уровню оплаты труда, обязательного участия представительных органов работников в процедурах перехода, прозрачного правового обеспечения процесса.
После принятия 122-ФЗ серьезные полномочия в социальной сфере были возложены не только на региональный, но и на муниципальный уровень. Результатом нашей общей работы можно считать подписание трехстороннего городского Соглашения между Администрацией города, Управлением образования и городской организацией Профсоюза работников образования на 2009 -2011 годы, в котором закреплены минимальные социальные гарантии работникам образования города.
В образовательных учреждениях заключены коллективные договоры между работодателем и представителями работников, в них предусмотрены дополнительные социальные гарантии и льготы работникам образования.
— Расскажите подробнее о социальном партнерстве на уровне города.
— Как я уже сказала, нами подписано трехстороннее городское Соглашение о социальном партнерстве между Администрацией города, Управлением образования и городской организацией Профсоюза работников образования на 2009 -2011 годы.
Городское трехстороннее Соглашение выступает гарантом тех обязательств, которые приняла на себя администрация города, так как за каждым пунктом соглашения стоит финансовая составляющая.
Так, в рамках Соглашения реализуются меры финансовой поддержки молодых специалистов — надбавки к должностным окладам в первые годы работы составляют 500 рублей. Численность молодых специалистов на первое полугодие 2009 года составляет 52 работника. Из средств местного бюджета произведено выплат на сумму 190,6 тыс. рублей вместе с начислениями.
Если говорить о социальном парт-нерстве на уровне образовательных учреждений, то можно привести пример выстраивания партнерских взаимоотношений в МОУ СОШ № 19.
В феврале 2009 года на базе МОУ СОШ № 19 прошел семинар для руководителей образовательных учреждений и председателей первичных профсоюзных организаций школ города по теме: «Роль социального партнерства в повышении уровня защиты трудовых прав и профессиональных интересов работников образования».
Опыт средней школы № 19 заслуживает особого внимания, так как, несмотря на все проблемы, существующие в образовании, коллектив насчитывает 100% профсоюзную организацию. В чем же секрет? Работники школы очень разные люди, но всех их объединяют два качества — профессионализм и безграничная преданность своему делу, доверие руководителям: директору школы Валентине Викторовне Котельниковой и председателю профсоюзной организации Ольге Павловне Клещевой. Разработанная система социальной поддержки работников в школе дает свои результаты, ведь забота о каждом человеке, о повышении качества его жизни — все это не слова, а реальные гарантии, которые закреплены в коллективном договоре учреждения.
Например, на протяжении ряда лет в школе организуется летний отдых учителей и членов их семей на Черноморском побережье. Оплату проезда для членов профсоюза берет на себя профсоюзная организация, а на приобретение путевок спонсорами оказывается материальная помощь в размере 500 рублей каждому; оказывается материальная помощь работникам в трудной жизненной ситуации; предоставляется отпуск на 3 дня по семейным обстоятельствам.
И еще многое другое, если я буду называть все гарантии и льготы, то мне придется перечислить все пункты коллективного договора учреждения.
К сожалению, не все руководители образовательных учреждений города понимают важность заключения коллективного договора. На первое полугодие 2009 года истекли сроки действий коллективных договоров и не заключены новые в десяти образовательных учреждениях. В соответствии со статьей 114 Трудового Кодекса РФ система оплаты труда работников в муниципальных учреждениях устанавливается коллективными договорами в соответствии с нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Из практики работы контрольно-ревизионных органов следует, что выплата доплат, надбавок и премий без коллективных договоров трактуется ими как нарушение финансовой дисциплины или нецелевое использование бюджетных средств.
Конечно, нужно говорить и о пассивности профсоюзных лидеров этих организаций, которые не пытаются урегулировать социальные отношения через подписание коллективных договоров.
— 2009 год – год отчетов и выборов в Профсоюзе работников образования. Как выборная кампания проходит в вашей организации?
— В соответствии с рекомендациями вышестоящих органов, отчетно-выборная кампания на уровне первичных организаций практически завершена. В настоящее время мы проводим сбор статистических отчетов, делаем анализ предложений и рекомендаций, поступивших от членов профсоюза в ходе отчетов и выборов.
В октябре текущего года пройдет отчетно-выборная Конференция городской организации Профсоюза. По результатам отчетов первичные профсоюзные организации хотят поддержать как мою кандидатуру на пост председателя, так и моего заместителя Крючкову Л.В.
— Какое внимание вы уделяете вопросам кадровой политики?
— Вопросы кадровой политики наиболее актуальны в процессе прохождения отчетов и выборов 2009г. Не секрет, что во многом качество работы общественной организации зависит от того, кто стоит во главе профсоюзной организации учреждения.
За истекший период на Совет председателей были представлены материалы опыта работы как опытных председателей «первичек», так и только начинающих свою работу в профсоюзе. Председателями ППО были подготовлены мультимедийные презентации опыта своей работы, изданы буклеты о деятельности профсоюзной организации.
Заслуживает внимания опыт работы тех профсоюзных организаций, где сохранилось профсоюзное членство от 80% до 100%:
— МОУ СОШ № 1, председатель Заболотняя Е.Н., МОУ — лицей № 7, председатель Мохорт Н.П., МОУ СОШ № 9, председатель Балазан Е.В., МОУ СОШ № 17 , председатель Кингель Н.В, МОУ СОШ № 19 , председатель Клещева О.П., МОУ СОШ № 20, председатель Родина Л.И., МОУ СОШ № 25, председатель Кирнос Е.Н., МОУ СОШ
№ 31, председатель Ячменькова В.И.,МОУ СОШ № 32, председатель Письменская Н.Н;
— МДОУ детский сад 11, председатель Евлампьева М.Б., МДОУ детский сад № 49, председатель Семенова Е.М., МДОУ детский сад №16, председатель Краснянская Е.В., МДОУ детский сад № 44, председатель Лемешко Л.В. ;
— ЦЭВ, председатель Кондрат Г.В., УПК -1, председатель Зайцева Т.Н.
Благодаря таким людям и их делам профсоюзная организация пользуется уважением и доверием педагогов. А из таких организаций складывается единство и социально-созидательная мощь городского Профсоюза работников образования.
— Чем занимается первичная проф-союзная организация?
— В современной профсоюзной деятельности основным звеном является первичная профсоюзная организация.
Человеку необходимо к кому-то прийти со своими проблемами, посоветоваться, получить помощь. Первичные организации — самая массовая и самая близкая к людям структура. А чтобы они эффективно работали, а не существовали только на бумаге и в отчётах, мы ведём с ними постоянную работу.
Для председателей первичных организаций ежемесячно проводятся заседания по актуальным проблемам профсоюзной деятельности. Профлидеры изучают трудовое законодательство, условия трудовых договоров. Мы приглашаем работников органов управления образования, социальной защиты, пенсионного фонда, чтобы председатели «первичек» могли получить консультации по интересующим их вопросам.
На информационную деятельность ежегодно ассигнуется около 6% проф-союзного бюджета.
Конечно, мне и самой приходится многому учиться, чтобы разбираться в вопросах применения трудового законодательства, в защите экономических интересов и прав работников образования. Так, в апреле этого года я принимала участие в областном семинаре по теме: «Актуальные вопросы применения трудового законодательства в условиях финансового кризиса» в городе Анапа.
В мае на базе учебного центра проф-союзов «Гармония» в Москве встречалась с председателями территориальных организаций профсоюза из разных городов нашей страны, с руководством и специалистами Аппарата ЦК Профсоюза работников образования. Обсуждались самые насущные проблемы, которые волнуют все регионы страны: недостаток финансирования при переходе на новые условия оплаты труда, производственные конфликты, несправедливость, нарушение прав работников. В программе был сделан акцент на инновационные формы работы профсоюзных организаций, представлены варианты поддержки работников образования, инструменты формирования имиджа профсоюзного лидера. Также были рассмотрены вопросы, связанные с проведением эффективных презентаций, целедостижением, правовой работой в профсоюзе.
Послушав руководителей Профсоюза, еще раз убеждаешься, насколько это серьезные люди, глубоко владеющие всеми вопросами по защите прав работников. А пообщавшись с коллегами из других регионов, переняв опыт коллег, словно «встряхиваешься» и открываешь в себе второе дыхание. И становится понятно, что профсоюз – это одна большая семья, он стремится к общим целям, решает, так или иначе, те же самые задачи, только уровень их решений разный и, кроме того, полномочия различны.
— Расскажите об участии городской организации Профсоюза в российско-шведском проекте по созданию профсоюзных кружков.
— Новочеркасская городская организация в 2009 году включилась в российско-шведский проект по развитию сети проф-
союзных кружков в организациях проф-союза. Профсоюзные кружки — чрезвычайно эффективная и доступная форма повышения правовой грамотности наших работников.
В конце 2008 года правовой инспектор городской организации Л.В.Крючкова и председатель ППО МОУ- лицея № 7 Н.П. Мохорт прошли обучение в г.Ростове-на-Дону в рамках двухдневного установочного семинара по организации кружковой работы в городских организациях профсоюза.
В феврале 2009 года на заседании Совета председателей были представлены методические рекомендации по организации кружковой работы, а также принято совместное решение о включении в экспериментальный проект по созданию правовых кружков на базе образовательных учреждений города. Члены профсоюза приняли новшество, заинтересовались им, людям оказался близок неформальный характер кружков, дающий возможность совмещать общение с получением полезных практических знаний.
— Какую конкретную помощь оказывает Профсоюз своим членам?
— Конечно, в первую очередь, оказывает бесплатную правовую помощь всем, кто в ней нуждается. Так, например, только за первую половину 2009 года за консультацией обратилось более 300 человек. По всем обращениям даются мотивированные письменные или устные ответы.
Самые типичные нарушения, с которыми сталкиваются члены профсоюза— неправильное начисление заработной платы, ущемление права на дополнительные выплаты, ошибочное начисление пенсии по выслуге лет и по возрасту.
Отрадно отметить, что в первом полугодии 2009 года увольнений педагогичес-ких работников по сокращению штатов не происходило. Оптимизация штатных расписаний проведена за счет сокращения вакансий.
Конечно же, члены профсоюза, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, могут рассчитывать не только на юридическую, но и на материальную поддержку. Так, например, в I полугодии 2009 года оказано материальной помощи на сумму – 103 000 рублей.
Самые активные члены профсоюза награждаются грамотами городской организации и денежной премией. Все члены профсоюза к юбилею получают приветственный адрес и денежное вознаграждение. В первом полугодии 2009 года на премирование профсоюзного актива из средств профбюджета выделено 108 000 рублей.
Считаю, что самое главное — в любой жизненной ситуации члены профсоюза могут получить моральную, материальную и юридическую поддержку со стороны своих соратников по профсоюзу.
— На какие цели расходуются проф-союзные взносы?
— Всего один процент от заработной платы перечисляют члены профсоюза в профсоюзную казну. В соответствии с решением обкома профсоюза, 15 % из них перечисляются в обком профсоюза, а 4% от общей суммы профсоюзных взносов направляются на деятельность ЦК Профсоюза, 35% идет на деятельность городской организации, около 6% расходуется на проведение информационной работы, 5% составляют общий фонд поддержки членов профсоюза, 2% направляется на проведение ремонтных и восстановительных работ в здании Дома Учителя, 2% составляет стабилизационный фонд городской организации Профсоюза, 35 % взносов остается в первичной профсоюзной организации, и они, как правило, идут на оказание материальной помощи, культурно-оздоровительные и иные мероприятия.
Следует отметить, что значительная часть полученных вышестоящими организациями средств опосредованно возвращается членам профсоюза в виде доплат и надбавок к заработной плате, льгот, достигнутых в ходе переговоров при принятии Соглашений и коллективных договоров. Бесплатные юридические консультации, исковые заявления в суды по защите прав членов профсоюза – все это, безусловно, снижает материальные затраты членов профсоюза.
— Будут ли какие-либо изменения в финансовой политике Профсоюза?
— Думаю, что будут. В мае этого года в Москве, в учебном центре ЦК проф-союза «Гармония», я встречалась с председателем ЦК Профсоюза работников образования Галиной Ивановной Меркуловой, которая подчеркнула, что определенные изменения в финансовой политике назрели, так как основные средства профсоюзных взносов остаются внизу, в «первичке». Но эти средства, собираемые, допустим, в каждой школе, настолько мизерные, что реального и долгосрочного экономического эффекта они членам профсоюза в принципе дать не могут. С экономической точки зрения это абсолютно неэффективное использование взносов. Очевидно, ныне действующая система распределения взносов нуждается в серьезной корректировке, но люди не всегда готовы понять, что централизованно аккумулируемые средства могут принести больше пользы для всех.
— Каковы действия профсоюза при введении НСОТ в образовательных учреждениях города?
— Вопросы перехода на отраслевую систему оплаты труда приоритетны и для работодателей, и для профсоюзных организаций. Жаль, что переход к новой системе оплаты труда совпал с финансовым кризисом, те положения, которые в спешке приняты, будут еще отшлифовываться не раз в течение года.
Введение новой системы оплаты труда выявило много трудностей.
Очень больной сегодня вопрос — минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Включение в состав МРОТ выплат компенсационного и стимулирующего характера не позволяет материально заинтересовать работника в выполнении работы в праздничные дни, в ночное время, по совмещению и др.
Остро стоит проблема дифференциации в уровнях оплаты труда. Начинающий воспитатель (после трехлетнего обучения в колледже) за свою работу получает одинаковую заработную плату с неквалифицированным работником.
Также мы получили и несбалансированное соотношение зарплаты основного персонала и администрации образовательного учреждения.
В ЦК Профсоюза работников образования обобщены данные мониторинга по всей стране.
— Должна ли при НСОТ оплачиваться работа председателя профкома?
— Новая система оплаты труда предполагает три составляющих заработной платы: ставка (должностной оклад), выплаты компенсационного и стимулирующего характера. При этом к выплатам компенсационного характера относится оплата за выполнение работы, не входящей в круг основных должностных обязанностей работника. Выполнение обязанностей председателя профкома учреждения – это работа, не входящая в основные обязанности.
Следует отметить, что многие руководители образовательных учреждений сделали ставки на установление повышающего персонального коэффициента председателям «первичек» в соответствии с той работой, которая проводится в учреждении профсоюзной организацией и самим председателем.
— Существуют ли профсоюзные путевки? Как их приобрести?
— Итоги лета 2009 года пока подводить рано, так как оздоровительная кампания в самом разгаре. Можно только с уверенностью сказать, что и в этом году работники образования не остались без внимания профсоюза. В июне 2009 года 45 председателей первичных профсоюзных организаций вместе с членами семей побывали в п. Архипо-Осиповка Краснодарского края, также была организованная поездка 60 членов профсоюза и их семей в г. Дивноморск. Не остались в стороне и санатории — уже выделено 7 путевок в санатории г. Кисловодска,
г. Ессентуки, п. Лоо Краснодарского края. Всем членам профсоюза оказана материальная помощь на оздоровление.
Мы тесно сотрудничаем с санаторием — профилакторием «Тополек» нашего города. В прошлом году нам удалось оздоровить 45 работников образовательных учреждений по профсоюзным путевкам со скидкой от 30% до 50%. В этом году за два летних месяца поправить свое здоровье смогли 37 работников образования.
Хочется отметить и работу наших руководителей образовательных учреждений по организации отдыха работников. Многие коллективы отдают предпочтение отдыху выходного дня. Например, работники МОУ СОШ № 25 организуют загородные экскурсии одного дня, совместно они побывали в станице Старочеркасской , в хуторе Пухляковский, в городе Ростове-на-Дону.
Любят проводить выходные дни на реке Дон на нашей базе отдыха «Ромашка» работники школ № 5, № 11, № 15,
№ 23, № 24, № 25, № 32, спортшколы № 2, детского эколого-биологического центра, детского сада № 62.
— 2010 год объявлен Годом учителя. Какие мероприятия намечены в вашей организации?
— Сейчас начинается обсуждение того, как пройдет Год учителя. Уже сам факт его проведения говорит о том, что в обществе приходит понимание, что надо внимательнее относиться к учителю, к его статусу.
Думаю, что нужно говорить больше доб-
рых слов о людях, которые в непростых условиях перестроек, модернизаций и реорганизаций в образовании и обществе в целом, трудятся в образовательной сфере.
В наших планах уже осенью этого года провести фестиваль творчества педагогических работников, в рамках которого постараться раскрыть не только вокальные или танцевальные таланты наших педагогов, но показать их достижения в сфере литературы, в области живописи и народно-прикладного творчества.
Мы решили провести в Год учителя встречу педагогических династий, их у нас большое количество, и каждой династии есть о чем рассказать, поделиться опытом.
Надеюсь, что все, что делает Профсоюз для общественного признания учительского труда, его творческих достижений, найдет понимание в педагогической среде, приведет в наши ряды достойное пополнение.
— Какие проблемы будет решать городская организация профсоюза работников образования в перспективе?
— Считаю, что все традиционные направления нашей деятельности будут актуальны и в будущем. Убеждена, что нам необходимо попробовать свои силы в сфере общественных инициатив.
Конечно, трудностей у активистов организации — непочатый край. Причём таких, которые вряд ли можно преодолеть в ближайшем будущем: это жилищные проблемы педагогических работников, растущее социальное расслоение в обществе, диспропорция в уровне оплаты труда между учителями-предметниками и административно-управленческим персоналом, а это порождает социальную напряжённость, конфликтность в коллективах. Мы обеспокоены тем, что к постоянной перегрузке учителей приводит вал бумажной отчетности, которая вменяется в обязанность учителям с целью контроля за выполнением работы, дающей право им претендовать на дополнительное материальное поощрение. Думаю, что основой системных изменений в сфере общего образования должны стать серьезные инвестиции в действующий человеческий капитал. И конечно, нужно срочно начинать готовить учителей нового поколения для школы деятельного обучения и воспитания.
— И последний вопрос: где располагается городская организация Профсоюза работников образования?
— Городской организации удалось сохранить в своей собственности здание Дома Учителя в центре города по проспекту Ермака, 103. Просторное здание нынешнего Дома Учителя было построено по инициативе видного донского народного просветителя Автономова Исидора Павловича. Это здание на протяжении уже 100 лет верой и правдой служит работникам образования. В настоящее время директором Дома Учителя А.В.Терновым много сил прикладывается, чтобы в здании работали кружки, звучали детские голоса, могли встречаться учителя.
В настоящее время мы готовимся к 100-летнему юбилею Дома Учителя в Год учителя в 2010 году!
Мы открыты для всех, кто связал свою деятельность с образованием!
row['name']