Сегодня:

Родившись на Северном Кавказе, я уже с детства знала, что женщина-горянка, бросившая свой платок под ноги ссорящихся мужчин, остановит любое кровопролитие. И знание это никогда не дало бы мне поверить в другое бытующее мнение, что многие кавказские женщины беспрекословно живут по созданным для них мужчинами правилам. Да, Кавказ имеет ярко-мужское лицо, а женское как бы в тени. Тем замечательнее, что оно, наконец-то, смело предъявлено миру благодаря изданию альбома «Женщины Кавказа». Осуществил это благородное дело Региональный общественный фонд содействия развитию культуры «Мир Кавказа» при поддержке правительства Москвы. А не столь давно в Московском доме национальностей состоялась презентация альбома.
В него вошли старинные фотографии конца XIX — начала ХХ века, живописные, графические и скульптурные женские портреты, жанровые сценки из разных коллекций.
Всех, причастных к событию — изданию альбома, назвав поименно, поблагодарил президент фонда «Мир Кавказа» Ахсарбек Галазов. А «причастные» рассказали собравшимся, как непросто шла работа.
Снимки в альбоме потрясающие. Мало того, что они представляют историческую и художественную ценность. Они раскрывают мир женщины Кавказа, то, что свойственно почти всем им: внешнюю сдержанность, внутреннее достоинство, нравственность, любовь к детям и то, что присуще каждой в отдельности. Кому-то лукавство, кому-то застенчивость, а вот этой — задорность, смешливость, притаившуюся в уголках губ. Задача ставилась — создать из кристалликов отдельных лиц собирательный женский образ кавказской мадонны.
Девочки, молодые женщины, пожилые горянки… Изобилие национальностей (на Кавказе их около 200) и национальных костюмов. Высокие замысловатые головные уборы абазинок, своеобразные, не менее сложные — у хевсурок. Осетинки покрыты платками по-казачьи. Молоденькие армяночки и гречанка в тюбетейках. Закутанные в шали до глаз татарки. Грузинская, еврейская, чеченская матери. Кованые, необыкновенной работы наборные пояса, удивительные серьги — подвески, мониста, полосатые платья, цветастые юбки и шали…
Имеретинки, кумычки, балкарки, абхазки, казачки… «Я Кавказ без казаков, казачек не представляю», — сказал, подписывая альбом мне, донской казачке, Ахсарбек Галазов.
Вот они, дорогие моему сердцу женщины- казачки. Георгиевский кавалер Елена Чоба. Миловидная, в белой папахе, в черкеске с газырями, на груди георгиевский крест и три медали. Сосредоточенный взгляд. Левая рука лежит на рукоятке кинжала, висящего на поясе. Фото начала XX века.
На порожке хаты сидит старая кисловодская казачка Лукерья Семеновна Алексеева. Голова ее покрыта шалькой, несогбенный годами стан, а в руке костылик. И лицо в морщинах, глубоких, словно весенняя донская пашня.
Целый разворот занял снимок многочисленной семьи казака Николая Маслова (фотограф Н.А. Буш). Три красавицы — матери, у каждой младенец в рубашечке на руках. Рядком старшенькие: сынок и пять дочек, кто в бусиках, кто с цветками. Кто тут чей — можно только догадываться. Но стоящей в центре бабусе, приобнявшей насупившуюся младшую внучку, все милы без разбора.
Юная балкарская невеста с женихом на коне. Молодые учительницы — сестры-осетинки… Танец кабардинских девушек…

На презентации был показан документальный фильм о создании альбома. Волнующе-грустная, какая-то высокая мелодия пролилась с экрана на слушателей, и появились лики — не сказать иначе — красавиц-горянок. Кроха. Старость. Иконописность смуглых лиц. Руки, натруженные работой. Поэтесса Фазу Алиева сказала: «Женщины Кавказа, может, отличаются одеждой. Но у нас, у женщин, много больше общего, чем у мужчин. Нас объединяет наше материнство».
Да, душой нации является женщина и природу национальную можно познавать через женскую душу. Об этом говорили на презентации. А еще о том, что Россия так же немыслима без Кавказа, как и Кавказ без России.
Главный редактор издательства «Фортуна ЭЛ», выпустившего альбом «Женщины Кавказа», Людмила Дорофеева сказала: «Пушкину, Лермонтову сколько дал Кавказ! А их поэзия дала Кавказ миру. Дагестанский композитор Ширвани Чалаев произнес: «Вижу женщину — и слышу музыку». И привел подстрочный перевод песни гор: «Пришла девушка — солнце взошло…» А затем прочел гамзатовкие строки:
«Целую, низко голову склоня,
Я миллионы женских рук любимых».
Председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев сделал вывод: «Книга, действительно, интернациональная. И семейная, добрая. Мы и дальше, несмотря на финансовые трудности, будем поддерживать такие красивые проекты, чтобы все национальности, живущие в Москве, чувствовали себя москвичами».
Запомнилось выступление хирурга московской больницы № 2 Магомеда Абдулхабирова: «Низко кланяюсь за эту книгу. Кавказ — это не только сабля, папахи, кинжалы. А и культура. Когда я слышу: Кавказ — зона интересов Америки, я хочу спросить: это они такие кретины или мы идиоты, что позволяем так говорить?! Нас нельзя разорвать — Россию и Кавказ!»