Сегодня:

Под покровом страшной тайны хранится среди вывесок Музея истории донского казачества информация о том, что проводится в нашем городе, в Доме-музее И.И. Крылова фотовыставка нашего же, новочеркасского фотоклуба. И ни словом, ни звуком не обмолвится никто, что есть ведь у нас такой клуб, что проводит он выставки, да не только в родном городе, но и в Ростове и даже в Москве, что есть среди фотографов очень даже талантливые, некоторых, как, например, Гринченкову, даже приняли в Союз художников России. Вот только мало что о талантливых земляках лично до меня доходило в родном городе… Ну, да не о нашей патриотичности речь!
Раз уж представилась такая возможность, надо же посетить выставку! Итак, предупрежу сразу, немало встретится преград на пути любителя фотоискусства, начиная с того, что не всякий решится прогуляться по любимому городу, да ещё в такую «чудную» летнюю погодку, а выставка у нас проводится с десяти утра и до пяти вечера, так что в прохладное время суток не зайдёшь. Для тех, кто всё-таки дошёл, следующая шарада: как же всё-таки войти?.. Тут и мне повезло тем только, что живут в нашем городе добрые люди! Подсказали, что не стоит парадный вход околачивать, а нужно «через калиточку попробовать, там открыто, должно быть». Действительно, если присмотреться, обнаружится направо от дверей в ограждении, мечтающем о ремонте, кажется, ещё с царских времён, такая неприметненькая металлическая калитка, за которой скрывается необходимый вход. Лестницы-двери-коридоры-билеты, последнее всего-то двадцать рублей (для школьников – десять) и вот они… работы, нужно сказать, самые разнообразные, без какой-то отдельной тематики, на любой, так сказать, вкус.
Начала я, как культурный человек, со статьи В.Гнездилова о фотоклубе «Новочеркасск» и всех его победах и достижениях, из которой и узнала о многочисленных выставках, экспозициях и личных победах отдельных участников, советую почитать для создания должного отношения, это вам не папарацци-любители!
Но возвращаюсь к фотографиям, которые и произвели на меня столь сильное впечатление, что родилась эта вот заметка. Лично мне первым делом на глаза попались работы Анжелы Гринченковой, посмотришь и понимаешь – не зря человека в Союз художников приняли! Тут и удивительные виды природы («Графический пейзаж», «Корни»), и задумчивые, отражающие философские задумки автора работы из серии «Натюрморт», и многие другие интересные кадры… На меня эти фотографии произвели неизгладимое впечатление даже при том, что заметила я их поначалу мельком, проходя к «кассе», такому скромному столику с билетами. Уже позже, возвращаясь к понравившимся фотографиям, обратила я изумлённый взор на работу О.Гнутова «Не далеко от дождливого и грустного», не могу о ней не сказать, хотя об этой работе надо не читать – её надо видеть!.. Вот представьте себе, вдруг из жаркого города, из окружения кадров и замерших моментов, перенестись, словно по волшебству, на зелёный, поросший луговой травой, весенний предгрозовой луг. На несколько минут меня буквально вынесло из реальности в этот, дышащий свежестью и набегающими тучами, пейзаж, где высокая трава, линия пригнувшихся перед стихией деревьев на горизонте, мрачно-серое, затянутое свинцовыми тучами небо и влекущая куда-то вдаль, за горизонт, атмосфера. Но, спустя некоторое время, когда мне удалось-таки оторваться от удивительной в своей притягательности фотографии, я обратила внимание на другие, менее внушительные по размеру, но не менее интересные работы. Заинтересовали меня и задумчивые, запоминающиеся своей ироничной философией восприятия мира фотографии Н.Сиденина, особенно мне запомнился «Портрет безымянного тупика» и удивительным образом пойманный кадр «Парусник. Эхо городской ночи», но не буду расписывать в подробностях, читатели могут и сами сходить, ознакомиться, а зачем удовольствие портить? Проходя дальше, обратила внимание на невероятную в своей образности и эффектности фотографию М.Кондюрина «Поморник», изображающую одиноко летящую на фоне облачно-бледного неба и чуть взволнованного моря птицу. Также запомнилась загадочная и даже мистическая работа Гнездилова «Дом с привидениями», хотя, вполне возможно, тут дело не в мистике, а в игре света, а, может, и вовсе постановочный кадр, но тут уж судите сами, что и как.
Но есть на выставке не только полюбившиеся мне пейзажи, но и стоящие внимания портреты, например, работы А.Саввиной, среди которых и посвящённые войне «Память», «Минута молчания», «Родины достойные сыны», а также практически переносящие на Восток работы из «вечного города» Иерусалима.
Особенное впечатление на меня произвели прячущиеся на стендах в центре зала фотографии, среди которых более всего запомнились «Скрип весла» и «Без слов и цвета» В. Харламова и «Тишина» П.Дзюбы, последнюю – не могу удержаться! – даже опишу. Не сложно догадаться, что, раз уж работа мне понравилась, то изображает она в определённом роде природу, и действительно, под шапками сверкающего снега стоят одиноко и уныло облетевшее старое дерево и забытое кем-то кресло времён шестидесятых. Навевает фотография и печаль, и мысли о непостоянстве жизни, и всё же есть в этой фотографии нечто печально-прекрасное, а может это просто у меня такое извращённое понятие прекрасного…
Также в значительной степени заинтересовал и порадовал «гуляющий по выставке» кот. Не подумайте, что имеется в виду приблудное животное из семейства кошачьих, вовсе нет. Дело в том, что среди всех фотографий, культурно вставленных в рамки и развешенных по стенам, обнаружился чуть пожелтевший от времени портрет довольного жизнью кота с выражением личного превосходства на морде. Лично у меня портрет удивительным образом ассоциировался с героем «Мастера и Маргариты» – котом Бегемотом, настолько ироничное, умудрённое неизвестной людям истиной запечатлела фотография. И сотрудница музея, заметив моё внимание к фотографии, с некоторым недовольством пояснила, что кот этот обладает определённо вредным характером, что проявляется в его нежелании висеть в рамке на стене. И чего только ни предпринимали в отношении портрета, но кот упорно отклеивался, вывалился, отдирался, в общем, всеми возможными способами сползал со стены на располагающийся под фотографиями стенд. В итоге, после длительной безуспешной борьбы, своевольную фотографию так и оставили на столе, вертикально прислонённой к стене. И теперь этот кот Бегемот с довольным и торжествующим видом, расположившись в отдалении от остальных работ, снисходительно оглядывал зал и проходящих посетителей…
Может показаться, что всё моё внимание привлекают исключительно пейзажи, но что я могу, не вызывают у меня должного эстетического наслаждения перверсивные работы с изображением обнажённой натуры, возможно, по причине полного отсутствия вкуса, а может и ещё почему, но вкус или же его отсутствие – личное дело каждого. Подводя итоги, скажу, что осталась в полном восторге и с удовольствием посетила бы выставку ещё раз, что и собираюсь сделать в ближайшее время. Хотелось бы, конечно, зайти вечером, когда впечатление не будут портить жара и сложности пропускной системы (см. выше), но чего уж жаловаться. Выражаю благодарность фотографам и всем, кто помог созданию этой выставки, и настоятельно рекомендую всем, за исключением редкостных обывателей и прирождённых нигилистов, посетить выставочный зал дома-музея Крылова!