Сегодня:

Есть люди, которые приходят в этот мир, чтобы делать его добрее и красивее.
Таким, несомненно, был Владимир Иванович Кулишов – талантливый искусствовед и художник, активный общественник. Многие жители нашего города считали его донским казаком и коренным новочеркасцем, и лишь немногие знали, что это не так.
Родился Кулишов в разгар Великой Отечественной войны на Кубани в маленьком хуторке Хлебороб. Полутора лет от роду лишился отца, погибшего при обороне Темрюка. Мать с утра до ночи работала в поле и дома (такова была участь большинства молодых женщин военной поры, оставшихся без мужей). Воспитанием малыша занимался его дед, бывший лихой кавалерист, служивший в годы Гражданской войны под командованием легендарного Котовского.
В хуторе была только начальная школа, поэтому в пятый и последующие классы средней школы Володе приходилось ходить за семь километров в село Горькая Балка. Это были трудные, но и насыщенные детскими впечатлениями годы. Впечатлениями, которые определили его будущую линию жизни.
К рисованию Владимир пристрастился с ранних лет и, будучи натурой впечатлительной, обострённо воспринимал несуразности тогдашней действительности. Его поражали руины церкви рядом со школой, ему было непонятно, почему пребывает в запущенности когда-то прекрасная помещичья усадьба, мимо которой он дважды в день проходил по пути в школу и обратно.
К этому времени у него появился серьёзный интерес к истории и к искусству. После окончания школы (1959 г.) он пытается поступить в Горьковское художественное училище. Однако попытка не удалась, т.к. на вступительном экзамене не смог совладать с акварелью. Через два года Владимир всё же поступает в Краснодарское художественное училище, но тут же оказывается в армии. Ракетные войска, сержантская школа, Куба, Сумские леса… В общем, была пройдена серьёзная жизненная школа. И, конечно, занятия изобразительным искусством, которому отдавалась каждая свободная минута.
После демобилизации Кулишов возвращается в художественное училище. В1968 году успешно оканчивает его живописное отделение и получает направление в Ленинградский художественный институт им. Репина. Со второй попытки поступает на искусствоведческий факультет ЛХИ, но учиться, по семейным обстоятельствам (женился, родилась дочь), пришлось заочно.
Трудовую деятельность Владимир Иванович начал в 1968 году в качестве учителя рисования и черчения средней школы №7 в селе Горькая Балка. Однако его деятельная натура требовала большего. И он с семьёй переезжает в 1971 году в Новочеркасск, где становится преподавателем Городской детской художественной школы (ГДХШ). Её директором был Н.Я. Лисименко. К тому времени художественная жизнь в городе была плохо организована. С отъездом в Москву Н.В.Овечкина (1964 г.), городская художественная студия стала работать нерегулярно, соответственно, и художественные выставки проводились от случая к случаю. В этой ситуации Главный художник города Г.П.Таранов привлекает нового преподавателя ГДХШ к организации Городского клуба художников. Кулишов становится председателем правления клуба и активно занимается вовлечением в клуб профессиональных и самодеятельных художников. При ГДХШ (тогда она размещалась в городском Доме культуры) стали работать секции графики, живописи, скульптуры и прикладного искусства; организовывались выходы на пленэр. Возобновились более или менее регулярные отчёты художников перед горожанами в форме городских художественных выставок.
В 1975 году Владимир Иванович защитил в ЛХИ дипломную работу «Метод работы М.Б. Грекова над батальной картиной» и получил диплом искусствоведа. Через два года его назначили директором ГДХШ.
В 1979 году официально открыли Дом-музей И.И. Крылова с просторным выставочным залом при нём (компенсация за разрушенную мастерскую художника). Это событие было отмечено двумя выставками – работ учеников Детской художественной школы и Городского клуба художников (23-й по счёту. Счёт ведётся с 1955года). С этого момента городские художественные выставки стали ежегодными. Помимо общеклубных, стали практиковаться групповые и персональные. Трижды в этом зале свои персональные выставки устраивал В.И.Кулишов. Его выставки имели большой успех.
В 1979 году в «Ростиздате» вышел сборник статей «Певцы донского края» о творчестве трёх художников: Дубовского, Крылова и Грекова. Авторами двух последних были новочеркасцы Борис Плевакин и Владимир Кулишов.
В 1985 году Кулишов стал членом двух серьёзных организаций – КПСС и Союза художников СССР. В партию коммунистов он вступил, видимо, по принуждению (директору учебного заведения необходимо было быть её членом) и без сожаления через пять лет вышел из неё. Членом же творческого Союза был по призванию. По рекомендации Владимира Ивановича в Союз художников России принято — 13 членов Городского клуба художников.
Несмотря на большую занятость, он регулярно занимался живописью и настойчиво призывал к этому всех членов клуба. Каждую субботу с группой товарищей выходил или выезжал на пленэр. Так образовалась творческая группа пейзажистов «Мишкинские бугры», приобретшая известность и за пределами Новочеркасска.
Ознакомившись с архитектурой нашего города, Владимир Иванович стал регулярно публиковать в газете «Знамя коммуны» материалы под рубрикой «Памятники архитектуры Новочеркасска». Серия этих публикаций была отмечена в 1987 году премией им. М.О. Пантюхова. Этот год ознаменовался для него ещё одним важным событием – в издательстве «Искусство» вышла массовым тиражом его книга «В низовьях Дона».
К тому времени художка буквально задыхалась на отведённой ей площади в ГДК. Благодаря настойчивости директора и серьёзной поддержке его со стороны общественности, Горисполком в 1988 году передал школе встроено-пристроенные помещения 14-этажного жилого дома на Юбилейной площади, предназначавшиеся ранее для промтоварного магазина. В следующем году Владимиру Ивановичу было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Помимо работы в школе и в клубе художников Кулишов постоянно сотрудничал с музеями города и городским отделением Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. Как член Платовского комитета он с группой единомышленников настойчиво добивался воссоздания памятника М.И.Платову в прежнем виде. Это была нешуточная борьба, длившаяся несколько лет. И всё-таки здравый смысл восторжествовал. В 1993 году скульптуру В.И.Ленина переместили в пос. Октябрьский, а воссозданная А.В.Тарасенко скульптура атамана Платова заняла своё законное место. Более того, главной улице города и главному проспекту были возвращены их прежние названия – улица Ленина снова стала Московской, а Подтёлковский проспект – Платовским.
Владимир Иванович очень болезненно воспринимал искажения, которым подвергались старинные здания, нарушения сложившихся архитектурных ансамблей, появление в центральной части города низкокачественных памятников и несуразных новоделов.
Свои соображения он высказывал в печати, на телевидении, в публичных выступлениях.
Реакция на это была, как правило, негативной, что не могло не сказываться на его здоровье.
В 1996 г. Управление культуры и искусства Администрации г.Новочеркасска учредило премию имени народного художника СССР Н.В. Овечкина (1929-1993 гг.). В.И. Кулишов стал первым лауреатом этой премии.
В 2003 году он сдал полномочия председателя правления клуба художников, а затем и должность директора детской художественной школы, сосредоточив свои усилия на подготовке и издании монографий, посвящённых творчеству Н.Н.Дубовского, М.Б. Грекова и И.И.Крылова. Две из них отлично изданы в начале этого года. Правда, малый тираж изданий и высокая цена делают их не доступными для многих поклонников творчества Дубовского и Грекова. Работу над третьей монографией прервала скоропостижная смерть, потрясшая многочисленных его учеников, коллег, всех, кто был знаком с ним или с его живописными работами и публикациями.
В нашей памяти Владимир Иванович останется разным – строгий руководитель и чуткий воспитатель, непримиримый полемист и добрый советчик, знаток искусства и любитель природы. Не забудется его приветливая улыбка и пожатие большой тёплой ладони.