Сегодня:

Партии оппозиции

По сложившейся давней традиции «Частная лавочка» рассказывает о деятельности оппозиционных партий. Сегодня мы предоставляем слово «Справедливой России».

На встречах и в дискуссиях представителям партии «Справедливая Россия» часто задают вопрос: «А что вы, собственно, понимаете под справедливостью?». Конечно, ответы даются разные, исходя из уровня дискуссии и состава участников, но отправной точкой в разговоре о справедливости может стать этимология этого важнейшего на протяжении веков понятия русской жизни.

Если вспомнить незабвенного обрусевшего скандинава Владимира Ивановича Даля, то значение абстрактного понятия восходит к глаголу «справлять», то есть, не меняя основы, вносить новое и важное. Добавлять необходимое. Об этом необходимом и следует говорить, отвечая на вопрос о той роли «справедливороссов» в политической перспективе страны, к которой партии следует стремиться как вызревающей социал-демократической политической силе.
«Справлять» по Далю означает править, прямить, выправлять. Как править, в смысле руководить, показывает в едином порыве нынешняя правящая партия. Она наглядно и, пожалуй, несколько самоуверенно демонстрирует, в чьих интересах проводит свою социально-экономическую политику. А вот как править, в смысле исправлять существующую ситуацию, можно узнать из действий и программных документов «эсеров». Но для того, чтобы исправить ситуацию полноценно и сущностно, нужно, простите за тавтологию, править. Стать правящей партией. Для начала приобрести необходимый парламентский вес, за что «Справедливая Россия» сейчас и борется.
«Справливание» – отглагольное существительное, которое мы находим на той же странице словаря. Этим словом можно назвать то, что партия намерена делать. Учитывая всё лучшее, что наработано в новейшей российской истории, добиваться реализации шагов к благосостоянию большинства. А именно – сохранив демократический базис (а пока это — частная собственность и многопартийность), а также достигнутое в ХХI-ом веке усиление позиций страны на международной арене, перенести акцент на решение социальных задач. Без этого существование демократии в стране эфемерно: и даже не из-за отсутствия полноценной свободы слова и «недышлозаконной» судебной системы, а из-за невозможности социальной и гражданской реализации большей части населения России по экономическим причинам. Когда жизнь остаётся борьбой за выживание, о какой демократии может идти речь? Демократия не может не быть социальной. Поэтому партия «эсеров» во главу своей программы ставит, прежде всего, социальные вопросы.
«Справный» — следующее родственное слово в том же ряду. Как может быть справным государство, позволяющее своим устройством ситуацию, когда доходы бедных ниже доходов богатых в 40 раз? Опять-таки для выправления подобной ситуации «справедливороссы» не предлагают «всё взять и поделить», (ведь первоначальное накопление капитала по Марксу – процесс неизбежно бандитский), но и не оставлять без внимания несправедливые итоги расхвата кусков СССР предприимчивыми ручонками бывших комсомольцев и фарцовщиков. Главное в программе «Справедливой России» — это система поэтапных законодательных изменений социально-экономического курса. Защитников достижений криминально-номенклатурного сообщества в парламенте достаточно, апологетов ленинско-сталинского коммунизма также хватает. Но это не те силы, которые в состоянии ответить на современные вызовы. Одним – status quo благостно, другим — ностальгия.
«Эсеры» появились для того, чтобы выразить чаяния большой части граждан, живущих в настоящем времени. А эти чаяния формулируются в чёткие инициативы для социальных групп, которые пока по разным и подчас не зависящим от них причинам сегодня не попадают в фарватер успеха.
«Справский» по Далю означает истинный, подлинный, настоящий. То, что после пораженческих «откатов» ельцинской дипломатии частично вернулась важность российской роли в мире, усилило и патриотические настроения внутри страны. Но этого на пути к «справской», подлинной самоидентификации народа недостаточно. Патриотические ценности, не подкреплённые социальными гарантиями, останутся спекулятивной фикцией и средством манипуляции старых партий. «Справедливая Россия» в своей программе наполняет патриотизм конкретным содержанием: военнослужащие перестанут получать пайки на уровне служебных собак, олигархи заплатят соответствующий налог на бриллианты и яхты, пенсионеры смогут достойно доживать свой век за отданные Родине труд и здоровье.
Возвращаясь от «дальних» корней к современному пониманию справедливости, следует понимать социальный её характер.
Российский нобелевский лауреат Александр Солженицын за год до ухода в мир иной напомнил, что «политическая элита должна сознавать, какие проблемы могут возникнуть из резкого различия благосостояния народа, и глубокой трещины между блестящей метрополией и более бедными провинциями. Если правительство это игнорирует сейчас, то в будущем это приведет к ужасающим последствиям».
Страны Запада, напуганные российской революцией и тоталитарными режимами, вовремя поняли эту опасность. Естественным, эволюционным путём в странах Европы к власти приходили социалистические и социал-демократические партии, результатом чего стало обеспечение социальных гарантий граждан. Политическая борьба между консервативными партиями, отстаивающими интересы большого бизнеса, и партиями левого толка, защищающими трудящихся всех отраслей, явилась мощным импульсом социально-экономического развития. В современной России есть кому отстаивать интересы крупного капитала и бюрократии, но до нынешнего момента не было массовой партии, которая могла бы парламентскими способами защищать обычного человека, а не звать его назад в советский социализм со звериным лицом.
Время «карликовых» партий в России, судя по всему, прошло. Теперь наступило время определиться с левой партией, претендующей составить противовес обрюзгшей за сытые «нефте разливанные» годы правоконсервативной силе. То, что КПРФ пока ещё претендует на «серебро» на выборах депутатов разного калибра, является, скорее всего, следствием инерционности активной части избирателей старшего возраста. При этом, у коммунистов не замечается желания порвать с прошлым и двигаться в соответствии с вызовами эпохи.
В целом, как ни парадоксально это выглядит на первый взгляд, в стране продолжается движение от «полуторапартийной» системы к реальной двухпартийности. Правоцентристская ниша обрела реальную силу, но перевес «Единой России» создан манипулятивно и технологически. Теперь дело за малым – самим гражданам определиться с консолидированной левой силой, которая не будет призывать к экспроприации и последующему дележу, а строить справедливые планы перераспределения доходов путём парламентской работы по изменению существующей социально-экономической политики. Демократические ценности без социальных гарантий граждан таковыми являться не могут. Путь к справедливости – это выравнивание перекоса справа в левую сторону, это движение к балансу интересов всех граждан страны.
У британского футуколлектива Depeche Mode, символом которого в начале пути был серп и молот (!), 25 лет назад был хит «Get The Balance Right». Баланс, действительно, за прошедшую четверть века был сильно сдвинут вправо. Настало время изменить направление, и приложить для этого усилия. А опираясь на исконное понимание слов, которому сквозь века учит Владимир Даль, полевение общества должно происходить вполне праведно, справно и справедливо.