Сегодня: 20 апреля 3202, Суббота

При нынешнем размахе (несмотря на кризис) строительства многие владельцы земельных участков волнуются: не отберут ли их собственность, ведь теперь государство и муниципалитеты получили такое право – изымать…
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется только в исключительных случаях:
* при необходимости выполнения международных обязательств РФ (например, при строительстве международных магистральных трубопроводов);
* при указании на необходимость изъятия в законе РФ или в законе субъекта РФ в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципального образования на его территории.
* при необходимости размещения объектов государственного или муниципального значения, если нет других вариантов их размещения.
К таким объектам относятся (перечень исчерпывающий):
* объекты федеральных и региональных энергетических систем;
* атомные объекты;
* объекты обороны и безопасности, в том числе, обеспечивающие охрану границы;
* федеральные и региональные объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
* объекты космической деятельности;
* линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
* объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения;
* автомобильные дороги.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В выкупную цену земельного участка включаются:
* рыночная стоимость участка;
* рыночная стоимость расположенного на нем недвижимого имущества (жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений);
* убытки, причиненные изъятием участка.
Примечание. В случае спора о выкупной цене участка обязательно должна проводиться профессиональная оценка его рыночной стоимости.
Если по соглашению с собственником ему предоставляется другой земельный участок, его стоимость засчитывается в выкупную цену.
Если земельный участок и недвижимость на нем принадлежат разным лицам, стоимость строений компенсируется их собственнику, а в выкупную цену участка включаются стоимость самого участка и причиненные его собственнику убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду (например, при досрочном прекращении обязательств перед третьими лицами).
Решение об изъятии участка подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. С этого момента любые произведенные им затраты на изымаемом участке (на строительство и реконструкцию зданий, строений и сооружений, а также иные затраты, существенно повышающие стоимость земельного участка) не подлежат компенсации.
В связи с отсутствием у землепользователей (бессрочное пользование), землевладельцев (пожизненное наследуемое владение) и арендаторов права собственности на земельные участки, им не возмещается стоимость участков, однако они имеют право требовать бесплатно предоставить им равноценные. Кроме того, им должна быть возмещена стоимость принадлежащих на праве собственности строений, расположенных на участке, и причиненных изъятием убытков, включая упущенную выгоду, в полном объеме. Основания изъятия участков для государственных и муниципальных нужд у пользователей и владельцев должны быть те же, что и для участков, находящихся в собственности.
Возмещение убытков осуществляется за счет бюджетных средств бюджетов, либо лицами, в пользу которых изымаются земельные участки, либо лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон.
В случаях, когда законом предусмотрена возможность изъятия земельных участков у граждан, может быть принято решение о резервировании земель. При этом права граждан — собственников земли (например, право на возведение зданий, сооружений, на мелиоративные работы и пр.) — могут быть ограничены на срок не более 7 лет. Решение о резервировании земель принимается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. Оно должно содержать перечень ограничений прав собственников, сроки резервирования и сведения об ознакомлении заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации и вступает в силу не ранее его опубликования.
Ограничения прекращают действовать после:
* истечения указанного в решении срока резервирования земель;
* предоставления в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
* отмены решения о резервировании земель органом, принявшим решение о резервировании;
* изъятия в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
* решения суда, вступившего в законную силу.
Ограничения прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений подлежат государственной регистрации.