Сегодня: 19 апреля 3078, Пятница

С председателем Новочеркасской городской общественной организации инвалидов «Чернобыль» Сергеем Рыбальченко мы общались ровно полгода назад. Сергей Владимирович рассказывал тогда о том, что на средства гранта конкурса «Добрые дела – 2008» новочеркасские «чернобыльцы» в помещении на улице Гагарина, 112, создают выставочную экспозицию, посвященную чернобыльской трагедии и людям, которые оказались причастными к одной из крупнейших техногенных катастроф в истории нашего государства.
В середине февраля «чернобыльский музей» принял первых посетителей, а в эти апрельские дни экскурсии бывают здесь почти ежедневно. Во время нашей беседы с Сергеем Владимировичем гостями «чернобыльцев» были ученики школы № 24.
Небольшая комната. На стендах – фотографии, в витринах – документы, личные вещи, награды ликвидаторов чернобыльской аварии. Всё это молчаливые свидетельства катастрофы, её страшных последствий и героизма людей, которые пожертвовали своим здоровьем и жизнями, устраняя чернобыльскую аварию. Рассказы очевидцев и участников тех событий, людей, видевших разрушенную АЭС лично и на себе испытавших последствия посещения зоны радиационной катастрофы – самое ценное для посетителей экспозиции.
Своими впечатлениями с ребятами делились активисты организации: Владимир Шелех, он принимал участие в ликвидации последствий аварии в 1986, 1987 и 1990 годах, Владимир Ордин – пилот вертолёта, которому пришлось на следующий день после аварии забрасывать в жерло реактора цемент, свинец и песок, Евгений Кудрявцев – его сменщик. Рассказ своих товарищей завершил Сергей Рыбальченко, который поведал школьникам о страшных
последствиях чернобыльской катастрофы, которые в той или иной степени сказались на каждом из её ликвидаторов.
– Мы столкнулись с непредвиденными трудностями в сборе информации о наших земляках, ликвидаторах, которые уже ушли из жизни, – признался Сергей Владимирович в ходе нашего последующего разговора. – На нашем стенде пока лишь три десятка снимков умерших «чернобыльцев», а всего их должно быть ещё более полутора
сотен. Родственники почему-то очень неохотно откликаются на нашу просьбу поделиться информацией. Мы ищем сведения об умерших «чернобыльцах» в архивах разных организаций, сканируем фотографии. Иногда невозможно установить даты их рождения и смерти. И мы очень просим родных и близких участников ликвидации аварии, ушедших из жизни, выйти с нами на связь. Мы лишь снимем копию с фотографии и поместим её на наш памятный стенд. Наш телефон 27-06-25.
Патриотическое воспитание молодежи (а музей посещают не только учащиеся, но и военнослужащие-срочники) – это лишь часть большой работы, которую проводят новочеркасские «чернобыльцы». Основное направление деятельности организации – защита законных прав и интересов участников ликвидации чернобыльской аварии и членов их семей. Новочеркасская общественная организация инвалидов «Чернобыль» объединяет сегодня порядка 260 человек. В их числе непосредственные члены организации (их 115 человек); люди, проходившие военную службу в подразделениях особого риска – на атомных подводных лодках, на ядерных объектах – и подвергшиеся воздействию радиации; 164 инвалида; 43 ликвидатора; 24 выехавших из зоны отселения; 6 эвакуированных из 30-километровой зоны вокруг ЧАЭС. Есть пострадавшие при аварии на ПО «Маяк», при испытаниях в Семипалатинске, 44 семьи ликвидаторов, потерявших кормильца. У каждого человека свои проблемы, каждому необходима помощь и содействие в
решении каких-то вопросов.
– Всегда и во всем нас поддерживает администрация города, лично мэр Анатолий Панфилович Волков и городская Дума во главе с Владимиром Ивановичем Золоторенко, – говорит Сергей Рыбальченко. – Нашей организации в безвозмездное пользование выделено помещение, здесь мы можем вести приём, здесь же мы развернули и выставочную экспозицию. Такого помещения у «чернобыльцев» не было никогда. В наших рядах находятся и представители органов местного самоуправления, городской Думы – первый заместитель главы городской Думы Валерий Александрович Волков, Игорь Валентинович Гребенюк – помощник мэра по поселку Ключевому. Недавно у нас прошли встречи с представителями Управления здравоохранения, Управления труда и социального развития, Многофункционального центра по оказанию социальных услуг. Члены нашей организации смогли задать все вопросы, которые их волнуют, и получили исчерпывающие ответы. Благодаря тесному контакту с органами власти мы можем решить многие проблемы.
По словам Сергея Владимировича, недавно Новочеркасский филиал Фонда социального страхования профинансировал проведение операций на сердце для двух «чернобыльцев». Все вопросы были решены очень оперативно, и люди получили своевременную медицинскую помощь.
– Члены нашей организации идут к нам с самыми разными проблемами, – говорит Сергей Владимирович, открывая журнал, где фиксируются все обращения, – вот, например, поехал наш «чернобылец» в санаторий Кавминвод, а там ему не оказали лечебно-профилактические услуги на должном уровне. Он обратился к нам. Я, в свою очередь, обращаюсь в наш филиал Фонда социального страхования и в региональный Фонд соцстраха. Этот санаторий будет наказан. Деньги, которые были уплачены за путёвку, санаторию придётся возвратить в фонд. Или вот – проблема с перерасчётом пенсии по потере кормильца, другая – начисление процента потери трудоспособности… Обращений много, и ни одно из них мы не оставляем без ответа. Каждое отрабатывается. Иногда приходится и через суд восстанавливать справедливость… Особенно сложно подтверждать тот или иной статус – ликвидатора, инвалида или ещё какой-то.
– А с чем связаны все эти трудности, как вы считаете?
– Сама катастрофа в Чернобыле – это постыдное пятно на руководстве страны того времени, которое, мобилизуя человеческие ресурсы, бросив их на ликвидацию аварии, положило на станции здоровье огромного числа людей, – убеждённо говорит Сергей Рыбальченко, – тогда это ещё было и политическое дело, ведь при коммунистическом строе никаких аварий у нас быть не могло. После катастрофы вышел приказ Минэнерго, согласно которому станция должна была заработать в прежнем режиме уже через месяц! Это говорит о том, что руководители отрасли понятия не имели, чем они руководят. Часть ликвидаторов умерла через небольшой период времени после аварии. Это были те, кто получил огромные дозы облучения, несовместимые с жизнью. Сотни тысяч людей, подвергшихся воздействию радиации, требуют к себе повышенного внимания, но с каждым пересмотром нашего чернобыльского закона льготы нам урезают. До сих пор в обществе нет чёткого понимания и осознания масштабов последствий аварии на ЧАЭС и заслуг людей, которые приняли непосредственное участие в её ликвидации.
С горечью говорил Сергей Рыбальченко и о том, что недавно неизвестными вандалами был испачкан черной краской памятный чернобыльский знак в Александровском саду. Работники парка попытались как-то стереть краску, но безуспешно, и «чернобыльцам» накануне памятной даты придется уже с применением каких-то технических средств счищать с поверхности камня след отморозков, не понимающих, чей памятник они осквернили.
…А 26 апреля, в этот памятный и одновременно траурный для «чернобыльцев» день, они соберутся на митинг у этого знака, чтобы ещё раз встретиться, вспомнить всё и вспомнить всех…
row['name']