Сегодня:

С конца 1999 по 2001 год Фонд ИНДЕМ под руководством Г.А. Сатарова проводил исследование по проблемам коррупции. Его результатом стал доклад, сопровожденный большим количеством приложений.
Исследование проводилось на основе глубинных экспертных интервью и двух социологических опросов на репрезентативных российских выборках граждан и предпринимателей. Оно предусматривало, в частности, решение таких задач, как:
— описание общей картины коррупции, сопоставление коррупции в сегодняшней России и в советское время;
— изучение практики коррупции (бытовой, в которую вовлечены граждане, и деловой, в которую вовлечены предприниматели по делам своего бизнеса);
— изучение особенностей коррупционного поведения;
— изучение взаимосвязей между социально-психологическими характеристиками респондентов и коррупционным поведением;
— выработка на основании данных и выводов исследования основных рекомендаций для проведения в России антикоррупционной политики.

Мы хотим познакомить вас с некоторыми итогами данного исследования.

ПУТИ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
(высказанные экспертами предложения)

1. Переход в области создания предприятий и определения сфер их деятельности от разрешительной системы к регистрационной.
2. Переход к международным стандартам бухгалтерского учета.
3. Обеспечение прозрачности власти, как исполнительной, так и законодательной (законодательного процесса).
4. Изменение избирательного законодательства для создания преград проникновению криминала во власть.
5. Акцент не на репрессиях, а на возмещении ущерба еще на стадии расследования уголовных дел.
6. Общественная оценка ведомств и чиновников.
7. Сокращение государственных функций, что приведет к сокращению госаппарата, но при повышении зарплаты чиновникам (повышение зарплаты разделяется не всеми).
8. Повышение роли СМИ в воспитании честности («нечестность должна стать дурным тоном»).
9. Реформа системы подготовки чиновников и вообще реформа государственной службы, в т.ч. усиление их социальной защиты.
10. Реформа правоохранительных органов. В частности, строгое разграничение подследственности и вообще подведомственности.
11. Ликвидация внебюджетных фондов.
12. Введение налога на вывоз капитала.
13. Амнистия вывезенных капиталов (однако есть те, кто против этой меры).
14. Изменение налоговой системы.
15. Изменение морального климата в обществе, изменение ценностных ориентиров.
16. Дерегулирование.
17. Создание специализированного органа по предупреждению коррупции.

РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В РОССИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

На основании проведенного анализа были сделаны выводы и даны рекомендации, некоторые из которых приведены ниже.

Рекомендация 1. Необходимо постоянное распространение информации о реальных масштабах коррупции, об ущербе, который несет общество и государство в результате коррупции, о других ее негативных последствиях, о причинах, ее порождающих.

Рекомендация 2. Противодействие суеверным представлениям о коррупции в общественном сознании должно базироваться на поиске альтернативного позитивного ресурса. В этом качестве должны фигурировать примеры успешных антикоррупционных практик за рубежом и в России.

Рекомендация 3. Антикоррупционная политика государства должна в качестве обязательной и одной из важнейших частей включать противодействие коррупции в высшем образовании. Это неотделимо от изменения принципов финансирования высшей школы.

Рекомендация 4. Масштабная деловая коррупция фактически эквивалентна состоявшемуся повышению заработной платы чиновников за счет теневой системы налогообложения граждан. Ее должно заменить реальное и открытое кратное повышение заработной платы на государственной службе, сопровождаемое другими антикоррупционными мерами. Подобному шагу должна предшествовать пропагандистская кампания, в основу которой могут лечь результаты и выводы данного исследования.

Рекомендация 5. Настоящее исследование подтвердило несомненную актуальность решения проблемы дерегулирования. Однако эффективность решения этой проблемы будет существенно повышена, если оно будет осуществляться в соответствии с данными о наиболее болезненных точках функционирования экономики. Это может делаться, в том числе, и на основании результатов описываемого исследования.

Рекомендация 6. Две разновидности коррупции — «Захват бизнеса» и «Захват государства» нарастают и представляют повышенную опасность по сравнению с другими видами коррупции. Необходимы комплексные меры по ограничению обоих видов коррупции. В частности, необходимы институциональные возможности для легального и непременно открытого влияния бизнеса на принятие государственных решений. Полезные примеры может дать изучение зарубежного опыта, например — Германии.

Рекомендация 7. Тот факт, что успешность бизнеса не зависит от степени вовлеченности в коррупцию, от монополизма на рынке, от наличия эксклюзивных властных льгот, может служить важным и весомым аргументом в антикоррупционной пропаганде.

Рекомендация 8. Наше исследование показывает, что и граждане, и предприниматели нередко переоценивают коррупцию как инструмент достижения нужной цели. Во многих случаях «давать или не давать» — личный и далеко не насильственный выбор каждого. Совокупность этих индивидуальных выборов может как уменьшать общий уровень коррупции в стране, так и увеличивать его. Мы предлагаем уменьшать.