Сегодня:

Работая над формированием системы стимулов к антикоррупционному поведению граждан, мы не могли не учесть негативную статистику. На заключительном этапе исследований, проведенных в рамках настоящего проекта методом фокус-групп, участникам предлагалось проголосовать по вопросу: кто предпочтёт дать взятку борьбе за отстаивание своих прав? «За» (готовы дать взятку) проголосовало 96% участников.
Тем не менее, мы должны констатировать, что многие участники фокус-групп, после подробного и всестороннего обсуждения вопросов темы исследования, выразили готовность бороться с коррупционными проявлениями. При этом они акцентировали внимание, прежде всего, на следующих моментах:
— В одиночестве бороться страшно, хотя многим гражданам «противно» от взяток и других коррупционных действий;
— Чтобы победить взяточников, чиновников, наживающихся на «услугах», всем гражданам, не приемлющим коррупцию, необходимо объединиться;
— Проведение исследования в рамках настоящего проекта, как и всю деятельность по проекту, можно рассматривать как некий старт позитивной работе в городе, связанной с борьбой с коррупцией.

Таким образом, деятельность по проекту «Я и мы в борьбе с коррупцией», сама по себе, явилась стимулом для антикоррупционного поведения граждан.

Другими стимулами, которые были названы при проведении исследования (как методом анкетирования, так и методом фокус-групп), на личных приемах граждан, были следующие:

1. Воспитание у граждан нетерпимости к коррупции, понимания того, что это преступление.
Эта работа должна начинаться с юного возраста, с лекций в школе. Отрадно, что это мнение самых младших участников исследования: от 16 до 21 года. Причем молодые люди в этом возрасте в большинстве своем воспринимают коррупцию как мошенничество, обман, преступление. Это вызывает у них эмоции неприязни и возмущения.
Молодежь в возрасте 16-21 год – эта та группа, антикоррупционные взгляды и антикоррупционное поведения которой нужно стимулировать немедленно, пока она не оказалась массово вовлеченной в это явление, вступив во «взрослую» жизнь.

2. Гласность, широкое информирование о наказании коррупционеров.
Граждане в возрасте 22–55 лет в большинстве своём воспринимают коррупцию как помеху к решению своих проблем, хотя понимают, что взяточничество, например, или приписки — это преступления. Они достаточно терпимо относятся к коррупции, т.к. они находятся на самом пике социальной активности и сами вовлечены в эти процессы.
Эта возрастная категория демонстрирует недовольство и раздражение коррупционными явлениями на фоне полного отсутствия веры в то, что это можно как-то изменить, а также отсутствия собственной готовности противостоять этому. Кроме того, очевидно, что люди в возрасте от 22 до 55 лет не имеют жизненных примеров, когда чиновник был бы наказан за коррупцию, поэтому воспринимают это явление как противоправное со стороны закона, но вполне приемлемое в реальной действительности.
При этом они все же готовы оказывать (и оказывают) сопротивление, но убеждены, что без поддержки правоохранительных органов желаемого результата достичь невозможно. Поэтому их приход на прием в редакцию газеты «Частная лавочка» они рассматривают как единственную (последнюю) возможность повлиять на правоохранительные органы и/или суд посредством гласности. Они же тщательно выискивают в печатных СМИ и Интернете информацию о реальном наказании коррупционеров и ссылаются на них как на желательные прецеденты.

3. Предание гласности адресов коррупции.
Неоднократно звучало предложение создать сайт в Интернете, на котором можно будет оперативно информировать граждан об учреждениях, службах, конкретных должностных лицах, вымогающих взятки, злоупотребляющих служебным положением. Автор должен иметь возможность разместить свое сообщение анонимно, поскольку он не утверждает о преступлении и не обвиняет кого-либо в его совершении, а лишь предупреждает других граждан об опасности. В таком случае ему не придется опасаться возбуждения уголовного дела за заведомо ложный донос, следовательно, он без опасения поделится своей информацией с пользователями сайта, что послужит профилактике совершения коррупционных действий.

4. Обвинение взяткодателя.
Необычный стимул – напугать участника коррупционной сделки – был предложен в одной из фокус-групп, а потом в разных интерпретациях прозвучал неоднократно. Причем в виду имелся не взяткополучатель, а взяткодатель – в этой роли, как правило, выступали граждане – участники исследований и пришедшие на прием. По-видимому, их самосознания («Не дам взятку, потому что это плохо, незаконно») было недостаточно, и только более весомый аргумент – возможность прямого обвинения их в совершении преступления – мог остановить коррупционное действие.
Очевидно, что стимулом антикоррупционного поведения должно стать воспитание у граждан понимания, что коррупция (в том числе, прежде всего, взятка) — это преступление, совершаемое двумя сторонами: обе – виновны.

5. Обучение граждан конкретным способам борьбы с коррупцией, наглядный показ пути, идя которым, можно обойти коррупцию и решить проблему.
Здесь речь идет не о буквальном следовании закону и требовании, чтобы чиновники и другие коррупционеры его соблюдали, а о совершенно конкретных способах: «Я сделал вот так, и получилось», об обмене опытом граждан, попавших в ситуации с вымогательством, волокитой и т.п. Так, например, как полезная рекомендация был принят в одной из фокус-групп совет ходить в различные учреждения с диктофоном: не ловить чиновника на требовании денег за «услугу», а продемонстрировать ему заранее, в профилактических целях – «Я запишу, если вы это сделаете».

6. Правовое воспитание, информирование граждан о правах и обязанностях.
О необходимости этого говорили буквально все участники проекта, как и о том, что отсутствие правовых знаний – основная причина попадания человека в сложную жизненную ситуацию. О последнем говорили многие из пришедших на прием граждан: «Я за это заплатил, а потом оказалось, что мне всё должны сделать бесплатно».
В данном случае речь идет не только о Конституции РФ, федеральных законах, законах субъектов федерации, но и об установленном порядке, согласно которому свои функции должна выполнять та или иная служба. Так, существенным здесь является доведение до населения административных регламентов: например, Росрегистрации и др.

7. Объединение граждан в сообщества по борьбе с коррупцией.
Личное участие (членство) в таком сообществе (общественном объединении, организации), так же, как и возможность обратиться туда за консультацией или за помощью, по мнению участников проекта, является безусловным стимулом для антикоррупционного поведения граждан. Создать такое сообщество и вступить в него немедленно были готовы многие из анкетируемых, участников фокус-групп, а некоторые (представители бизнеса) готовы финансировать его деятельность.

8. Престижность борьбы с коррупцией.
По сути, здесь говорили об идеологических установках. Человек, который не дает взятку, не должен быть смешон, не должен изображаться в кино, в СМИ белой вороной. В целом в государстве противодействие коррупционным проявлениям и преступления должно быть престижно. Нужно пропагандировать учебные заведения, учреждения здравоохранения, где не берут взяток. Ведь часто на факультете, где все платят преподавателю за оценки, даже студент с хорошими знаниями тоже сдает деньги – иначе его не поймут.
Звучало и такое мнение: «Если бы мои соседи, друзья, сослуживцы не давали… мне было бы легче. А так я – как все…».
Предлагалось премировать чиновников и др. должностных лиц (например, сотрудников ГИБДД), не берущих взяток. Установить это можно с помощью социальных опросов.

9. Реальная, результативная борьба с коррупцией государства и правоохранительных органов.
Мнение многих: я бы не способствовал коррупции, если бы увидел, что борьба с коррупцией, объявленная Президентом, это реальное, длительное, продуманное, последовательное дело, а не кампания на год-два. Такое же отношение к правоохранительным органам: я буду бороться с коррупцией, я напишу заявление о том, что, например, врач берет взятки, но я сдамся, если увижу, что этот врач продолжает спокойно трудиться, а дело на него закрыто.

10-… ПРЕДЛАГАЕМ ЧИТАТЕЛЯМ ПРОДОЛЖИТЬ ЭТОТ СПИСОК.