Сегодня:

Каждый воспринимает весну по-разному. Тем более что для кого-то она уже наступила, для другого точно придет, когда всюду зазеленеет листва и птицы запоют особенные весенние ноты. Для меня весна — это март, когда можно гулять по лужам, еще не думать о предстоящей жаре и уже расслабиться после «лютых» морозов. Лужи навевают меланхолию, настраивают на лирический лад, напоминают о поэзии, искусстве, душа тянется к прекрасному, и хочется наблюдать, созерцать, любоваться… Поэтому в нынешнем марте первым делом прельстили меня музеи, где только что поменялись экспозиции, а значит , можно прочувствовать особое весеннее настроение.

В ДОМЕ ХУДОЖНИКА ПОСЕЛИЛАСЬ ВЕСНА
Хранители Дома-музея М.Б. Грекова весну привечают по-весеннему теплым методом. Вначале первого весеннего месяца открыли они экспозицию с абсолютно подходящим под содержание названием «Весняночка». На выставке представлены работы тридцати четырех художников Новочеркасска, каждое творение просвещено исключительно весенней тематике. В одном из залов реалистичная и очень позитивная экспозиция: в основном это традиционные работы маслом по холсту, но встречаются и рукодельные решения: бисер, вышивка, роспись на стекле. Несмотря на натурализм работ, каждое изображение оставляет впечатление легкости и некоторой загадочности.
— Во второй зал желающие могут пустить самолетик, который, пролетая через чудо-окно, перенесет вас из реального мира в фантазийный, – так рассказывают маленьким посетителям сотрудники музея. Над головой в дверном проеме будто парит подвешенная на ниточках расписная рамочка — условная дверца в Зазеркалье. И действительно, во втором зале все совсем неясно и необычно: много батика, странные образы, непривычные цветовые решения.
К тому же помимо нереальных сюжетов зал полон других неожиданностей. Там создана совсем не музейная обстановка, больше похожая на декорации кукольного театра: облака с ведущими в небо лестницами, мартовские котики с мохнатыми животиками, мятно-зелена слегка примятая лужайка из ткани — все застыло и ожидает гостей.
На выставке масса цветов – непременных атрибутов весны, немало там и портретов, разных по стилю, но обязательно женских.
Работы в основном новые (века нынешнего), возраст художников совершенно разный, пол не имеет значения, важно только, чтобы автор успел запечатлеть весну, такую, как сейчас, или ту, что ожидает нас позже, а может, что-то эдакое из грез и фантазий.
Мне после посещения музея даже на улице показалось как-то теплее и радостнее. Вот такая дивная «Весняночна» топит льдинки в сердце каждого посетителя. Зацепит выставка еще и начало апреля, так что хотите пробудить весну — срочно в Музей Грекова.

ПУСТЬ ВСЕ УВИДЯТ, КАК ВЫГЛЯДИТ ТХАНКА
В выставочный зал, закрепленный за домом-музеем И.И. Крылова совсем недавно проникла весна мудрая, вкрадчивая, глубокая. Вроде и не весна совсем, если хорошенько не приглядеться, но я ее все-таки узнала, она поет свои мотивы в ритмах восточных мудростей.
Уже привозил к нам Донской фонд Рериха различные диковинки Востока. Эта выставка на их счету для новочеркассцев, кажется, уже четвертая, она называется «Буддийская живопись и семья Рерихов». Знакомит она соответственно с атрибутами буддийской религии, живописью и семьей Рерихов.
Но понравиться экспозиция должна не только искусствоведам или исповедующим буддийскую религию людям, всем любознательным также советую не проходить мимо.
Часть зала отдана под фотографии, они посвящают посетителей в жизнь и работу семьи востоковеда Рериха.
Четки, скульптуры, амулеты, будто окаменевшие, наделенные магией Индии изображения на репродукциях картин Н.К. Рериха, тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, составленный Ю.Н. Рерихом и много тханок с непонятными фигурами и, быть может, еще более странными, к тому же трудновыговариваемыми именами изображенных на них божеств.
Для тех, кто не знает, тханка – это такая буддийская икона, где нет случайных мазков, а каждая картинка несет в себе определенный философский смысл.
Тханки, представленные на выставке, довольно старые, есть работы 18-го и 19-го веков. Учитывая то, что они часто писались на довольно тонкой натуральной материи исключительно природными минеральными красками и похожи на панно, изначально растянутое лишь на двух бамбуковых палочках, для этих картин понадобилась серьезная реставрация. Теперь многие из них для прочности закреплены в рамах, что придает крепости, но делает их более похожими на привычные картины. Окружение центра тханки расширяет ее смысл, наделяя центральное божество дополнительными качествами, которые может развить в себе уверовавший в религию человек, медитируя и рассматривая буддийскую икону.
В тибетской иконописи встречаются разные сюжеты. Их смысл легко читаем лишь знатоками, но и нас, дилетантов, замысловатые картинки почему-то притягивают, затем на подсознательном уровне помогают сосредоточиться.
Причин для демонстрации такой выставки много: например, на Дону жили калмыки, род которых пошел еще со времен татаро-монгольского ига.
А еще 2009-й год в России назван годом Индии. Но и это не все.
— В 90-х годах уже появилась возможность экспонировать выставку по городам, данный вариант укомплектовывался к столетнему юбилею Ю.Н. Рериха, к 2002-му году. Мы уже показывали эту экспозицию ростовчанам, сейчас приехали к вам, — рассказал на открытии Игорь Владимирович Калайдов, председатель донского фонда Рерихов. Он произнес речь на открытии, а когда официальная часть закончилась, отвечал на вопросы прессы, иностранных студентов, обучающихся в Новочеркасске — всех желающих узнать больше по теме выставки.
— Рерих один из первых востоковедов, который смог обобщить описать и представить на всеобщее обозрение знания буддийской живописи. В основе данной выставки тханки из частной коллекции Ковалева, а репродукции и фото – Донского фонда Рерихов, – пояснили нам в музее.
Ну а чтобы подробнее узнать некоторые интересные моменты и, вероятно, недосказанные мной детали, конечно, нужно идти в музей, ведь чем сто раз услышать (или прочитать), лучше один раз пойти и посмотреть. Выставка продлится месяц, а это так мало, если сравнивать с жизнью, но достаточно много для того, чтобы на нее успеть.