Сегодня:

Исследуем проблему

В рамках проекта «Я и мы в борьбе с коррупций» «ЧЛ» проводит большое исследование: анкетирование, фокус-группы. Фокус-группы ведут психологи Центра эстетического воспитания Н.К. Беликова и Г.В. Кондрат. Как говорят участникам они сами, «фокусов мы тут не показываем», но держим в фокусе проблему: в данном случае – коррупцию.
О чем же говорят на фокус-группах их участники?

«ДЕНЬГИ НЕ БОГ, НО МИЛУЮТ»
Что такое коррупция?
Алина: Коррупция — это когда у человека есть какие-то свои определенные должностные обязанности, его непосредственные обязанности, которые он должен выполнять, а он за это берет деньги, взятки.

Ксения: Коррупция — это когда без денег ничего не выходит, а с деньгами все ладно получается и складно.

Анна: Есть такое народное выражение, которое может охарактеризовать, что такое коррупция: «Деньги не бог, но милуют».

Людмила: Коррупция это извлечение выгоды из своих полномочий и обязанностей. Когда человек свою работу рассматривает не как профессиональную деятельность, а как извлечение выгоды из своих должностных поступков. Коррупция — это злоупотребление служебным положением, использование его в личных интересах. И это перепутывание личного кармана с государственным и есть самое отвратительное.

Сергей: Коррупция есть не только со стороны берущего, но и со стороны давателя. Это некий незаконный путь, незаконное разрешение или получение чего-либо посредством материальных поощрений другого лица.

Ирина: Не совсем согласна, что незаконный, потому что иногда все делается строго по закону, но за деньги. То, что с одной стороны берущий, а с другой дающий — обязательно. Не только тот, кто берет, на это нацелен, но и тот, кто дает, готов к тому, чтобы дать. Возможно того же достичь и без взятки, но человек даже не пробует, он привык, что надо дать и тогда все будет. Хотя, с другой стороны, есть даже факты из личного опыта, когда, даже давая взятку, результата можно не получить.

Александр: Коррупция – это не обязательно взятка, то есть деньги.
Это может быть что-нибудь взаимовыгодное: одни человек может что-то предоставить, а другой взаимно помочь.

«МОГУ ПОМОЧЬ, НО ЗА ДЕНЬГИ»
Где и когда вы лично сталкивались с таким явлением, как коррупция?
Александр: Я строю дом. Нужно оформить достаточно много различных документов в разных управлениях, органах и т.д. Прихожу в одну организацию, допустим, проектную, задаю конкретный вопрос, отвечают: «Мы вам все это сделаем». Назначают срок. Срок проходит – молчат. Иду опять: «Почему так происходит, почему вы не отвечаете?» Они говорят: «У нас занятость, загруженность» и т.д. Через людей я узнаю, что у того человека, к которому я обращался, никакой загруженности нет, т.е. он может мной заниматься, но не хочет. Потом проходит еще какое-то время, и он открытым текстом говорит: «Ну, вы же понимаете, я могу вам помочь, но соответственно это будет стоить каких-то денег.» Приходится соглашаться, а если не соглашаться, то вопрос будет тянуться, и никто моим делом заниматься не будет. И эта цепочка тянется, а если не получить какой-то документ, другой документ приходится уже переоформлять, так как прошли сроки его действия. Вот и приходится давать взятки.

Роман: Моя семья столкнулась с этим делом. У нас были небольшие проблемы с гражданством, которые мы хотели уладить обычным путем, т.е. обратившись в Федеральную миграционную службу. Там мы столкнулись с волокитой: придите через 2 недели, придите через 3 недели. Потом документы теряются – «Делайте все заново». Нам неоднократно намекали на взятку. Но мы решили, что добьемся всего сами. В итоге ситуация разрешилась так. Был конкурс адвокатских речей школьников по защите прав человека, где мне удалость выступить. Там были влиятельные люди. Ко мне подошел человек и сказал: «Я Уполномоченный по правам человека в Ростовской области, и, если эта проблема правда, то дайте нам свои координаты и все». Потом через эту связь с еще более высшими чиновниками нам удалось сдвинуть это дело с мертвой точки и перебороть волокиту.

Людмила: Мои знакомые рассказывают совершенно конкретные случаи вплоть до оплаты за то, чтобы не проходить медосмотр — достаточно неприятная процедура. Анекдотичный совершенно случай, когда пришла одна женщина в санэпидстанцию. Там сидит, как всегда, очередь, куча народа. Все друг на друга волком смотрят. И вот она подходит к женщине, одной из тех, которые сидят в регистратуре и говорит: «Мне нужно взять результаты анализа». И предлагает ей паспорт с вложенными туда деньгами — 50 рублей. Та говорит: «Сейчас найдем». Через некоторое время возвращает паспорт без денег, но с проставленным штампом.

Ксения: У меня тоже забавный случай. Приходит у меня отец с работы и говорит, почти что на полном серьезе, по крайней мере, с серьезным лицом: «А не хотите кто-нибудь инвалидность получить?» Мы так все на него посмотрели: «А в чем дело?» «А у меня, – говорит, – один сотрудник предлагает, может кому надо. Ему положена инвалидность, но чтобы каждый год не лежать в больнице и не проходить вот эти все осмотры, он платит врачу, и ему ставят то, что должны бесплатно, и быстрее документы отдают на руки. Но, говорит, там очень много людей, которые просто так получают инвалидность — здоровые люди за деньги получают справки об инвалидности, что дает, естественно, пенсию».

Елена: Мы судились с нашим соседом. Судились 7 лет, хотя ситуация эта могла проясниться за год максимум. Но тянулась она из-за того, что сосед регулярно давал взятки. Просто платил адвокатам, судьям, еще кому-то. Канитель была ужасно долгая, все это и в Ростов передавалось, в область, еле добились. Что интересно — мы вообще не платили!

Дмитрий: Я в армии служил какое-то время. Поэтому я, конечно, там этого насмотрелся. То, с чем лично столкнулся я, было в командировке за границей РФ. Суточные нам заплатили такие же, как на территории России. На самом деле по закону там командировочные шли в долларах, но наверху эти доллары кто-то себе присваивал. В итоге деньги эти были отсужены, но чтобы их получить, нам сказали так: «Четверть нам, остальное вам». Отдали 25% и очень быстро получили все эти деньги.
Людмила: Я много слышу о коррупции, учась в институте. И даже те преподаватели, про которых говорят, что они не берут взятки, на самом деле берут. Он у студентов не берет, и у родителей не берет — весь такой интеллигентный порядочный человек. А старшекурсники делают бизнес, через них можно проплатить такому преподавателю все экзамены, старшекурсники на этом еще себе навариваются.

Сергей: Паренек мне рассказал, закончил он в этом году аспирантуру и поехал в Москву устраиваться, но приехал через три месяца обратно. Я спрашиваю: «Зачем приехал? Что там работы не было?» Он говорит: «Да нет, работа там есть, но фокус в том, чтобы устроиться, надо заплатить». Я спрашиваю: «Сколько попросили?». Он, наверное, хорошо пытался пробиться, говорит: «Два миллиона».

Ирина: Еще сравнительно недавно, чтобы устроиться на наш завод, на рабочее место нужно было заплатить деньги в размере оклада. Оклад 15 тысяч, 15 надо дать, чтобы устроиться рабочему в грязный цех на физически тяжелую работу.

Светлана: В садики устроиться невозможно. Ребенок еще не родился, а родители в нашем городе уже вынуждены идти становиться в очередь. Причем цена устройства в садик — 6-9 тысяч. При этом заведующие боятся брать эти деньги, их берут выше. Недавно выпускницу встретила, не могу, говорит, ребенка устроить: назвали сумму 9 тысяч, причем в верхах. Единственный вариант — идти в садик, где ребенок, работать. Работать никто не хочет за такие маленькие деньги, вот скорее всего я и пойду.

Алина: Учительница начальных классов вымогала деньги у моей близкой подружки, она сказала: «Вы же понимаете, так делают все. Ремонт… У вас есть один выход: или сделать вот так или ваш ребенок будет учиться плохо. Вы же не хотите, чтобы ребенок учился плохо?» Подруга была вынуждена дать деньги, потому что боялась за ребенка.

Людмила: Лет десять назад можно было в детский сад устроиться за две машины песка. Я лично знаю такой случай.

Елена: Моя подруга рассказывала. Она ходила к своему школьному преподавателю на дополнительные занятия. Преподаватель подтянул ее в девятом классе для экзаменов. А в десятом классе она думает: зачем к нему ходить, я буду учить сама. Преподаватель намеренно ее начинает валить, просто чтобы она ходила к нему на дополнительные и, естественно, чтобы она платила деньги. И ей пришлось ходить.

«НЕ ДАЙ САМ И НЕ ВОЗЬМИ У ДРУГОГО»
Как противодействовать коррупционным явлениям?
Алина: Человека надо напугать. Отделом по борьбе с экономическими преступлениями. Будь это декан или кто на кафедре, сказать: «Вы просто представьте себе такую ситуацию: телекамеры, вы выходите в наручниках, тут весь профессорско-преподавательский состав, все ваши ученики, как вы будете себя чувствовать?» И я думаю, что это будет очень важно, это будет большим критерием и люди задумаются сто раз, брать или не брать.

Ирина: В первую очередь люди должны сами знать свои права и обязанности. Знать, когда их нарушают и где их можно отстоять. Во-вторых, не бояться обращаться в соответствующие инстанции. А то думают: как-нибудь решится вопрос, может быть, легче дать, чем отстаивать свои права. Нужно не просто знать свои права, но и бороться за них, причем достаточно активно. И желательно, чтобы какие-то соответствующие инстанции работали бы у нас.

Сергей: Население у нас юридически не грамотно. Можно предложить развивать это средствам массовой информации. Много сейчас лишней рекламы, вместо рекламных блоков половину места в популярных газетах, журналах отдать под такие статьи. Чаще надо собирать разные кружки, чтобы людей развивать в правовом отношении. А если бы я был чиновником, заинтересованным в искоренении коррупции, я бы пошел на такой шаг – внедрил бы своих людей. Это довольно-таки просто реализовать, в те или иные инстанции внедрять своих людей, входить в доверие к людям и выяснить, кто берет взятки и каким образом. И потом надо это выносить на обозрение, чтобы люди слышали и видели, что идет борьба, что за такое сажают. Чтобы люди, которые берут взятки, понимали, что их могут покарать. Чувство страха, возможно, и снизит уровень коррупции.

Роман: Мне тоже кажется, что такой высокий уровень коррупции связан с правовой неграмотностью. И эту неграмотность нужно зарубить на корню – прежде всего в молодежной среде. А у нас все делается наоборот. В нашей школе были уроки права два раза в неделю, сейчас ввели один раз в неделю и то «обществознание», где в основном право не затрагивается. Если бы этого больше было в школе, то люди с детских лет знали бы свои права и обязанности и с полной уверенностью, когда к ним подходят на улице, например, милиционеры, они бы говорили: «Я имею право» и свободно бы разбирались в законодательстве. Но есть еще одна большая проблема — люди боятся правоохранительных органов. Идет толпа молодежи по парку, вроде, ничего плохого не делают, но если впереди идет патруль, думают: «Давайте свернем, обойдем». Ну что милиционеров бояться, если ничего не делаешь?

Елена: В мире уже есть определенный опыт борьбы с коррупцией, в Китае, во Франции. Нужно использовать те санкции, которые с успехом используются в других странах. Я знаю, например, в Китае проворовавшегося чиновника публично казнят. Во Франции подают декларацию не только о своих доходах, но и о доходах всех родственников. Там есть такое понятие, как репутация, и человек из семьи, где на ком-то есть пятно, не попадает ни в какие структуры. Нам не хватает желания что-то с этим делать, все уходит только в разговоры. А эта раковая опухоль уже настолько разрослась, что только методами просвещения здесь ничего не добиться, только к хирургу — нужно ампутировать. И запугиванием, я думаю, не решится эта проблема, только жесткими мерами.

Алексей: Давайте вообще посмотрим на всю систему госслужбы, на то, как она построена. Молодой чиновник, заканчивая институт, заступая на госслужбу, законодательно не имеет права заниматься бизнесом и иметь дополнительные источники дохода. Оклад молодого госслужащего зависит от выслуги лет, и первые 10 лет не представляется возможным жить на эту зарплату. Вот конкретный пример: человек после вуза работает в военном суде, получает 5 тысяч, каким образом ему жить? Или родители, которые протянут его эти 10 лет, или же взятки. Рыба начинает гнить с головы и причины надо искать в первую очередь там.

Ксения: В каждом конкретном случае надо бороться с самим собой. Каждый человек, который берет взятки, чаще всего когда-то их давал. И давал их настолько часто и много, что потом думает: «Почему я за свою жизнь отдал столько денег? Я взяток тоже хочу». Но если человек попытается внутри себя что-то изменить, может быть что-то изменится в обществе.

Александр: От угроз и запугивания взятки не сократятся. Будет больше наказание — соответственно и взятка будет в сумме больше. Ведь реже говорят: «Давайте мы вам сделаем, вы нам за это дадите деньги», а чаще наоборот: «Давайте мы вам дадим деньги, а вы сделаете». Тут уже население надо перевоспитывать. Каким образом — это уже другой вопрос. Фантазии не хватит.

Алексей: А если попробовать, например, перенять грузинский опыт, когда официально можно было не служить армии, заплатив 200 долларов в государственный бюджет? Каждый решает в первую очередь для себя, нужно ли это ему – кому-то давать деньги. Если я в ту же поликлинику буду стоять целый день, я не заработаю 1000 рублей, мне проще дать 300 кому-то и идти по своим делам. Нужно в какой-то части легализовать плату. Содержать профессиональную армию. Если бы все деньги от людей, которые не желают служить, пошли в министерство обороны, на этой базе можно создать контрактную армию, сократив численность, но увеличив профессионализм и материальное обеспечение.

Людмила: Что-то одно не поможет, потому что эта вещь системная. Нужно задействовать все возможные способы, соединить все вместе: и ужесточать, и просвещать, и тем, кто сам дает, наказание предусматривать. Но здесь нужно учитывать: вынуждают, не вынуждают. И содействие граждан должно быть, вплоть до того, как в Америке: если ты содействуешь, тебе за это платят.

Алексей: У нас, по-моему, был подобный опыт: если сотрудник ГИБДД отказывается от взятки, то эта сумма, которую ему предлагали, прибавляется к окладу. В каком-то конкретном регионе в качестве эксперимента так было.

Ирина: У меня родилась короткая формула: «Не дай сам и не возьми у другого». Экономику мы не можем поменять, а то, что мы можем реально — решить для себя, сейчас, для своего окружения.

Людмила: Нужно направить правоохранительные органы на устранение этой проблемы. И улучшить экономику в стране, из-за этого все проблемы.

Ирина: Есть такой анекдот. У армянского радио спрашивают: «Скажите, а будет ли атомная война?» «Нет войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется». Не надо нам такой борьбы с коррупцией. Когда коррупционеры борются сами с собой, камня на камне не остается, а коррупция процветает.

Дмитрий: Я не знаю, что делать. Просто поднять зарплату — в Госдуме она и так нормальная. Я видел в армии в рамках одного полка должности покупаются и продаются. Я знаю, что в МВД точно так же. Все аппараты, которые должны заниматься этим делом, пропитаны коррупцией насквозь. Плюс люди готовы дать денег, чтобы обойти законы, которые криво либо длинно написаны.

Алексей: Это называется клептократическое общество, которое пропитано от и до коррупцией и люди, имеющие власть, делают все, чтобы лоббировать свои интересы. И что с этим делать, не могут сказать даже очень образованные люди.

Светлана: Что касается людей, то от них требуется уверенное поведения, знание закона и прав. По этому поводу могу рассказать почти анекдотичный случай. Авиарейс «Самарканд-Ташкент-Екатеринбург». Задерживают рейс, и я всем пассажирам говорю: не забудьте поставить отметочку, что задержались по вине Аэрофлота. В Ташкенте подхожу к кассе, даю свой билет, а узбеки, которые летят в Екатеринбург в командировку, человек восемь, суют мне свои билеты. Я говорю: «Вот у нас отметочка у всей группы». Кассир русских оформляет, а узбеков откладывает в сторону. Я говорю: «Что за дискриминация, мы все в одном самолете, будьте любезны». Кассир аж пошипела, узбеки говорят: «Да, придется платить». Я говорю: «Не придется, сейчас пойдем к начальнику аэропорта, что это такое!? У нас отметка есть, имеем право». И нам действительно выдают билеты! На радостях узбеки ведут меня в ресторан 8 человек, и потом мы летим до Екатеринбурга все вместе.
Ну а со стороны администрации надо создавать нормальные условия и спрашивать. Люди должны отвечать за выполнение своих обязанностей. Вот пример: одно из учебных заведений. Несколько лет назад мы поднимали вопрос о взятках: рыдал у нас ребенок, мол, я хочу учиться, а с меня выжимают деньги. Мы эти вопросы поднимали и на самоуправлении, и на педсоветах — везде. Буквально на днях задаю вопрос: «Ребята, было принято решение. Тем кто хочет учиться, условия создавать, а все остальные, извините, отвечайте по счетам: не посещали, ничего не делали — идите платите. Соблюдается это условие?» Мне отвечают: «Соблюдается». То есть такой негласный закон через три года после проведенной работы действует.