Сегодня:

Продолжаем публикацию воспоминаний А.С. Куталева, выпускника 1959 года (начало – см. в «ЧЛ» № 3 от 22.01.2009 г. и № 5 от 5.02.2009 г..

Тяжело было начинать учёбу на первом курсе. Большинство из нас пришли в институт непосредственно из школы, в школе знания контролировались ежедневно, а в институте – раз в полгода. Снимавший со мной квартиру студент-второкурсник сказал, что в первом семестре можно «плевать в потолок». Я не плевал, но относился к занятиям немного спустя рукава и до сих пор помню, как волосы на голове становились дыбом, когда, ложась спать в конце зачётной сессии, я составлял себе программу на завтра.
На зачёт по марксизму-ленинизму я принёс конспект по одной из работ В.И. Ленина. Преподаватель, фамилию не помню, по национальности армянин, прочитал мой конспект и сказал, что в конспекте нет ни одной мысли Ленина — я переписал в тетрадь, в основном, высказывания Каутского. Но, вздохнув, всё-таки поставил мне зачёт, просто за большую проделанную работу.
Тяжело давалась мне высшая математика, хотя в своей школе из 137 выпускников лучше меня школьную программу по математике не знал никто. На общешкольных контрольных я заканчивал работу первым, выходил в школьный коридор и минут 20 ждал появления девушки по фамилии Вильямс из параллельного класса (она всегда выходила второй после меня).
Но школьная программа по математике оперировала в то время только точными величинами, а в высшей математике приходилось изучать бесконечно малые величины, пределы, интегралы, дифференциалы, в общем, приходилось оперировать абстрактно-неопределёнными данными, а это было очень тяжело. Понимание студентами материала, как я считаю, зависит от качества преподавания, от способности преподавателя передать знания студенту.
Подобная картина наблюдалась и при изучении теоретической механики. Если статика и кинематика поддавалась освоению, то динамика была для нас почти китайской грамотой. Кафедру теоретической механики у нас называли «Али-баба и 40 разбойников» («Али-баба» — завкафедрой). Завкафедрой и вёл занятия в нашей группе, на экзамене по динамике положительные оценки получили только 6 студентов, остальным пришлось пересдавать.
Двое студентов из какой-то параллельной группы, занимавшиеся в секции бокса при институте, получив у «Али-бабы» «неуд», решили наказать его. Поздно вечером они дождались, когда он выйдет из института, проследили за ним до глухого переулка и начали его бить. Но они не знали, что «Али-баба» учился тоже в своё время в НПИ и тоже занимался в секции бокса! Он их быстро раскидал и убежал, потеряв свой портфель. На другой день студенты принесли портфель на кафедру, завкафедрой взял у них зачётки и поставил обоим «удовлетворительно».
На наши жалобы о тягостях в учёбе студенты старших курсов говорили, что мол, это ещё семечки, вот когда начнёте изучать сопромат, тогда узнаете, почём фунт лиха. Сопромат начался у нас со второго курса. Мы настроились на тяжёлую науку и ждали, что будет.
На первое занятие пришёл молодой преподаватель, если мне не изменяет мой склероз, звали его Петр Данилович Мищенко. При знакомстве с группой (двумя группами) он представился и сказал, что только закончил аспирантуру и обучение нас науке сопротивления материалов (он не признавал слова «сопромат») для него первый опыт преподавания. Если мы хотим знать сопротивление материалов, он обещает нас научить этой науке, но для этого иной раз потребуется задержаться на занятиях больше времени, чем отведено расписанием. Мы дали на это согласие.
И мы, и преподаватель относились к занятиям очень серьёзно. Когда изучали работу балок на изгиб, Петр Данилович брал в качестве примера самую невероятную балку и нагружал её всеми возможными нагрузками. И рассказывал, как это решается, как это проверяется и т.д. И вот, используя методы решения со сложной балкой, мы могли решить любую задачу. Кстати, домашние задания по составлению эпюров изгибающих моментов и перерезывающих сил для балок он давал нам с простыми числами: пролёт 3, 4 или 5 метров, сосредоточенные нагрузки тоже целыми числами (1, 2, 3 и т.д. тонн), также и равномерно-распределённая нагрузка и изгибающие моменты.
Я до сих пор хорошо знаю сопромат, многие заочники обращались ко мне за помощью, я помогал им выполнять задания, а самым тупым делал задания за них. Так вот, над заочниками просто издеваются, пролёты балок дают с двумя знаками после запятой, тоже с нагрузками, и бедный заочник вместо сопромата занимается арифметикой на калькуляторе.
Мне очень нравился сопромат. В то время мне часто приходилось ездить пригородным поездом (с паровозом!) в Ростов, поезд до Ростова шёл 2 часа, и, чтобы не было скучно, я рисовал балку, нагружал её разными нагрузками и строил необходимые эпюры.
Пришло время сдавать экзамен по сопромату за первый семестр (мы изучали его два семестра).
Когда я сел к столу преподавателя отвечать на билет, на экзамен пришёл проверяющий с кафедры. Я отлично ответил на все вопросы билета, правильно решил задачу, всё нормально, и вдруг преподаватель начинает задавать мне дополнительные вопросы. Как сказано выше, я хорошо знал материал и отвечал на заданные вопросы, практически не задумываясь. Наконец, преподаватель сказал, что я сдал экзамен, но у него есть ещё один вопрос, ответ на который не повлияет на оценку. Делать нечего, приготовился я отвечать и на этот вопрос. Хорошо его помню: как будет деформироваться резиновый куб, если верхнюю его плоскость поворачивать относительно нижней плоскости. Ответил я и на этот вопрос: при такой нагрузке вертикальные рёбра будут вытягиваться, у куба появится «талия», а на верхней и нижней поверхностях образуются «горбы».
Преподаватель был удовлетворён моим ответом, взял зачётку и поставил в ней «хорошо». После чего контролёр с кафедры встал и ушёл из аудитории. Я не претендовал на красный диплом и не стал спорить с преподавателем за оценку. Но во втором семестре он извинился передо мной, сказав, что ответил я на твёрдое «отлично», но он, как новичок–преподаватель, испугался проверяющего и поставил мне «хорошо».
Во втором семестре освоение материала по сопромату происходило также хорошо, как и в первом семестре.
Пришло время экзаменов. Сдаём экзамены, и всё идёт прекрасно, неудовлетворительных оценок нет, в какой-то степени каждый знал сопромат удовлетворительно. Тут староста собирает всех сдавших экзамен и предлагает: давайте купим подарок преподавателю за то, что он научил нас науке, называемой сопротивление материалов. Быстро организовались, направили послов, которые купили настольные часы в чугунном литье, сделали памятную надпись, и к концу экзамена подарок был доставлен на место.
После выхода из аудитории последнего студента староста от имени группы поблагодарил преподавателя сопромата за то, что он научил нас разбираться в сложной науке. Пётр Данилович был смущён, но подарок принял: он вполне заслужил его. Это не была взятка, взятка даётся до свершения действия, это была благодарность от чистого сердца за проделанную работу!
Вывод из этого можно сделать один: очень многое в образовании зависит от компетенции и знаний преподавателя, умения его настроить студентов на изучение данной дисциплины, тогда обучение происходит без проблем.