Сегодня: 19 апреля 1388, Суббота

Можно ли вернуть деньги за железнодорожный билет, если поездка не состоялась по уважительной причине? В каких случаях вообще можно требовать от железной дороги возврата денег?

Пассажиру обязаны вернуть деньги в следующих случаях:
— ПРИ ВОЗВРАТЕ НЕИСПОЛЬЗОВАННОГО БИЛЕТА в кассу за 8 часов (и больше) до отправления поезда вам вернут полную стоимость билета и плацкарты;
— менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда выплата составит полную стоимость билета и 50% плацкарты;
— менее чем за 2 часа до отправления поезда удастся вернуть только деньги, потраченные на билет. Стоимость плацкарты не возвращается.
— ПРИ ПЕРЕРЫВЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ (при вашем отказе ждать и решении продолжить путешествие на другом виде транспорта).
— ПРИ ОПОЗДАНИИ НА ПОЕЗД (кроме пригородного), если вы обратились в кассу в течение 12 часов с момента отправления состава.
— ПРИ ОПОЗДАНИИ НА ПОЕЗД ВСЛЕДСТВИЕ БОЛЕЗНИ ИЛИ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ. Обратиться в кассу необходимо в течение 5 суток с момента отправления состава. Без дополнительной платы (кроме стоимости плацкарты) вам возобновят действие билета или с разрешения начальника станции просто вернут деньги.
В случае незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на час вам должны вернуть полную стоимость проезда. В других случаях деньги за неиспользованный билет разовой поездки не возвращаются.
— ПРИ НЕПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПАССАЖИРУ СПАЛЬНОГО МЕСТА в соответствии с имеющимся у него проездным документом и при отказе пассажира от предложенной ему замены места.
— ПРИ ОПОЗДАНИИ (ИЛИ ЗАДЕРЖКЕ ОТПРАВЛЕНИЯ) ПОЕЗДА ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ. Компенсация производится из расчета 3% стоимости проезда за каждый полный час. Опоздание менее чем на час в расчет не берется.
— ЗА ОПОЗДАНИЕ В ДОСТАВКЕ БАГАЖА.

Как осуществляется возврат авиабилетов?
Если вы решили отказаться от полета и сдали свой билет не позднее чем за 24 часа до вылета, то вы сможете получить всю стоимость авиабилета. Если вы сделаете это позднее, то с вас удержат сбор, который не может превышать 25% от стоимости воздушной перевозки.
Согласно статьи 102 Воздушного Кодекса Российской Федерации, перевозчики (перевозчиком является эксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воздушной авиаперевозки) при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок. В настоящее время такие правила установлены Воздушным Кодексом Российской Федерации. Перевозчики вправе устанавливать свои правила, которые не должны противоречить общим правилам воздушных перевозок. К сожалению, на практике каждый перевозчик имеет свои правила воздушных перевозок, которые не всегда соответствуют нормам статьи 102 ВК РФ.
Согласно статьи 64 Воздушного кодекса РФ, перевозчик вправе установить плату за воздушные перевозки, однако правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Однако перевозчики не только устанавливают разнообразные тарифы, но и устанавливают собственные правила возврата авиабилетов и штрафов, взимаемых при отказе пассажира от полета. Поэтому (обратите на это особое внимание!) перевозчик при продаже билета обязан ознакомить вас с правилами, по которым вы можете впоследствии сдать билет (право на информацию закреплено статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Если условия, указанные во внутренних правилах перевозчика, не соответствуют общим правилам воздушных перевозок (например, в случае отказа от полета менее чем за 24 часа денежные средства не возвращаются), это противоречит общим правилам, установленным статьей 108 Воздушного Кодекса.

Какие претензии можно предъявить перевозчику при задержке рейса?
Статья 120 Воздушного Кодекса устанавливает, что за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25 % установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», перевозчик обязан возместить вам убытки сверх неустойки, установленной законом или договором. То есть перевозчик обязан возместить вам ВСЕ расходы, которые вы понесли по причине задержки рейса: питание, проживание в гостинице, и т.д.
Претензию к перевозчику на внутренних воздушных перевозках вы вправе предъявить в течение 6 месяцев (ст.126 Воздушного кодекса РФ) в аэропорту пункта назначения или в аэропорту пункта отправления по Вашему усмотрению.

Что делать при утере или просрочке доставки багажа при авиаперелете?
Такую ситуацию призваны «разрулить» Воздушный кодексо РФ и Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.). Рассмотрим, как решается эта проблема на внутренних и международных перевозках.
ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕВОЗКИ (только территория РФ).
Здесь действует только Воздушный кодекс РФ. При просрочке доставки багажа в пункт назначения, в соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса РФ «перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика». В случае утери или порчи багажа авиакомпания, в соответствии со ст. 119 Воздушного кодекса РФ, обязана:
— за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности (т.е. если вы совместно с перевозчиком при сдаче багажа составили акт о том, сколько стоят вещи, находящиеся в вашем чемодане), — в размере объявленной ценности;
— за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза. В данном случае, согласно законодательству РФ, МРОТ равняется 100 рублям.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ.
Отношения в данном случае регулируются Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.) и Воздушным кодексом РФ. В случае потери багажа его порчи или просрочки его доставки, согласно ст. 22 Конвенции, «ответственность перевозчика ограничивается суммой в двести пятьдесят франков с килограмма, за исключением случаев, когда пассажир или отправитель в момент передачи места перевозчику делают специальное заявление о заинтересованности в доставке к месту назначения и уплачивают, если это требуется, дополнительный сбор. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленной суммы, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке к месту назначения». Указанная сумма ровняется примерно 20 долларам США.
Кроме того, вы имеете полное право требовать компенсации морального вреда, причиненного вам авиакомпанией ненадлежащей услугой.
Если вы перевозите в Вашем багаже какие-либо ценные вещи и заинтересованы в том, чтобы багаж был доставлен в конечный пункт в целости и сохранности (а как же иначе?), обязательно заявите об этом при регистрации на рейс в момент сдачи багажа. Совместно с авиакомпанией вы составите акт, в котором будет описано содержание вашего багажа и указана его стоимость. В случае утери вашего багажа или его порчи, авиакомпания будет обязана выплатить вам заявленную стоимость, если не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке к месту назначения.

А вообще лучше, конечно, не опаздывать, ничего не терять и не попадать на рейс к недобросовестным перевозчикам – будь то на земле (на железной дороге) или в воздухе. Счастливого вам пути!