Сегодня:

Четыре года назад рейтинг тогдашнего Президента В.В. Путина резко упал — на 19%. Причиной этого стала печально известная «монетизация» льгот. Пенсионеры, многие льготники выступали тогда отчаянно против: выходили на митинги, обращались к депутатам, писали в газеты. Но … С 2005 года все натуральные льготы, кроме оплаты коммунальных услуг, были заменены денежными выплатами.
В Ростовской области пошли еще дальше и быстрей – объявили эксперимент. Под него попал Новочеркасск (якобы потому что в городе представлен широкий спектр жилья — от частных домов без удобств до благоустроенного жилья в многоэтажках) и Орловский район. Решение о проведении эксперимента принял губернатор области совместно с министерством труда и социального развития. И с 10 января 2006 года региональные льготники Дона зажили «по-новому»: будь добр выложи за жилищно-коммунальные услуги 100% самостоятельно.
Раньше система предоставления льгот была такой: 50% платил льготник из своих средств, остальную половину перечислял бюджет через управление труда и социальной защиты. Теперь человек должен был сначала заплатить деньги, а потом получить обратно 50%. «Жертвами» эксперимента стали региональные льготники (94%), а также жертвы политических репрессий и многодетные семьи.
Люди не понимали, почему деньги должны совершить такой круг: бюджет-гражданин-ЖКХ – вместо того, что напрямую попасть из казны к коммунальщикам. Да и обидно было: многие восприняли новшества, «дарованные» изначально пресловутым 122-м законом, как лишение их льгот, которых они добивались многолетним трудом при социализме. Пришел капитализм…
Но вернемся к экспериментаторам и подопытным кроликам. Последним надлежало аплодировать первым, и чтобы сорвать овацию, провели якобы опрос. Читателю «ЧЛ» Б.И. Кротову (ветерану труда, реабилитированному), который в 2006 году писал письма мэру и губернатору, требуя прекратить эксперимент, ответили: «Участие граждан в эксперименте основано на заявительном характере обращений. В настоящее время более 15 тысяч изъявили желание участвовать в эксперименте. Перевод на денежную выплату взамен ранее предоставляемых льгот производится по заявлению льготника. На 19.06.2006 г. от вас такого заявления не поступило, поэтому льготы по оплате ЖКУ вам предоставляются в натуральном выражении». Вздохнул облегченно Кротов и … получил очередную квитанцию ЕРКЦ на все 100%! И сделал свой вывод: «Получается – был шантаж народа». Что касается опроса, он уверен, что «люди писали свое отрицательное мнение. Я видел сам. Но не появился отчет об ответах на этот вопрос. … Просто, наверно, опрос не удовлетворил кого-то, и все исчезло». «В интересах кого эксперимент? – задумался Б.И. Кротов. — Мнение у пенсионеров разные, но все согласны, что не в интересах простого пенсионера. Может для прокрутки денег через банк или чтобы работа была у чиновников?»
Такая же мысль пришла в голову другому нашему читателю — Е.А. Климову, который на днях пришел в редакцию на прием, который мы ведем в рамках проекта «Я и мы в борьбе с коррупцией». В ноябре прошлого года он писал прокурору области, что методом «монетизации» льгот «государство «вливает» деньги в экономику страны бесконтрольно – очевидный факт, ведь вливать деньги под контролем – это бороться самим с собой. … Очевидно принужденное втягивание пенсионеров в отмывание денежных средств и, соответственно, укрепление фундамента беззакония, а беззаконие выдается за меру социальной поддержки ветеранов труда…»
Экономисты, политики, наверное, готовы в пух и прах разнести соображения нашего читателя. Но известно, чем сложнее система, тем она непонятнее. А непонятное, негласное, невидимое простым глазом дает невероятные возможности для злоупотреблений, хищений, коррупции. И граждане вправе подозревать государство и его представителей – чиновников в умышленном усложнении пути денег: а ну как собьются с курса?
Но что же привело в редакцию Евгения Александровича Климова? Судебный иск – МУП Управляющая компания «Жилремонт» взыскала с него в судебном порядке задолженность за содержание жилья.
Живет ветеран труда Климов в доме на Народной, 46, где имеет приватизированную квартиру. Раньше пользовался льготой – 50% платы за жилье. Когда пришел эксперимент, он отказался от предложенной в новой форме «соцподдержки». Но когда через год губернатор узаконил денежные выплаты взамен предоставляемых ранее льгот на всем вольном Дону, он совсем не вольно, а автоматически-принудительно был переведен на соцподдержку в виде денежной компенсации расходов на оплату ЖКХ: «Заявление по поводу замены льгот деньгами я писать отказался, было что-то вроде воинской повинности – настойчивое требование и никаких отказов».
С тех пор уже два года Евгений Александрович своевременно, до копейки платит за жилищно-коммунальные услуги, но … в размере 50%! И не потому, что получает компенсацию и тратит ее на развлечения и чревоугодие. Он отказался от этих денег, и лежат они где-то в банковских сейфах. Лежат – преумножаются: с ноября 2006-го по июнь 2008-го года набежало уже девять с лишним тысяч рублей. Соответственно столько же не досчитался «Жилремонт», водоканал, тепловые сети.
«Жилремонт» обратился в суд – потребовал взыскать с ответчика 1770 рублей 81 копейку. Мировой судья Н.О. Дыбаль истцу отказала, но федеральный судья В.Ю. Шилин вынес апелляционное решение: взыскать.
Е.А. Климов с этим решением не согласен. Подал исковое заявление в Новочеркасский городской суд, фактически оспаривая постановление областной администрации о замене льгот денежной компенсацией. Заявление ему вернули: дела об оспаривании нормативных правовых актов органов госвласти субъектов РФ подсудны, как минимум, областному суду.
Написал прокурорам города и области. Просил «восстановить законность – вернуть деньги в сумме 10735 руб. 46 коп. (к октябрю 2008-го года уже столько набежало – «ЧЛ») организациям, которые оказывают услуги пенсионеру по ЖКХ». И, казалось бы, чего проще: отдайте то, что положено Климову, его кредиторам. Но … не положено. И «оснований для принятия мер прокурорского реагирования по Вашему обращению не имеется».
Прав прокурор: он законы не придумывает — он следит, чтобы они соблюдались. А областной закон не противоречит федеральному законодательству. А федеральные законы в Государственной Думе выдумывают. И кто его знает, о чем пеклись народные избранники, голосуя: то ли о российской казне, то ли о личном кармане.
На днях Е.А. Климову пришло изведение от службы судебных приставов: предлагают ему добровольно выполнить решение суда – рассчитаться с «Жилремонтом». Откажется – будут удерживать долг из его пенсии. Но Евгений Александрович, похоже, решил держаться до последнего.

P.S. Мы не утверждаем, нет, что «монетизация» льгот – это чисто коррупционное действо! Но ситуации, подобные описанным, непрозрачность, непонятность, запутанность различных операций с бюджетными деньгами подрывает доверие граждан к государству, к верховенству закона, разрушает веру в справедливость. Граждане ВИДЯТ здесь КОРРУПЦИЮ. Нужно разубеждать? Или не давать повода? Мы приглашаем читателей к разговору.