Сегодня:

В «ЧЛ» № 3 от 22 января 2009 г. мы опубликовали воспоминания выпускника НПИ 1959 года А.С. Куталева, присланные им в редакцию по электронной почте. И не успели даже отправить ему газету, как получили следующее письмо и новую порцию воспоминаний о его студенческой жизни.
Как известно, от сессии до сессии живут студенты весело. А сессия – всего два раза в год… И нынешним политехникам, думаем, будет интересно узнать, как сдавали экзамены и зачеты их предшественники полвека назад.

Уважаемая редакция, здравствуйте!
От одного из выпускников НПИ случайно узнал (он нашёл в опубликованной у вас статье мой e-mail), что в Вашей газете напечатан мой материал «Я закончил НПИ в 59-м». Спасибо, что мои воспоминания Вас заинтересовали, если не возражаете, я пришлю Вам ещё некоторые материалы: простите старика, на склоне лет хочется поделиться воспоминаниями о былом, какой-то зуд появляется, это я замечал у других стариков в то время, когда я ещё был сравнительно молодым.

… На первом курсе деканат назначил старостой нашей группы золотого медалиста Володю Кулакова. Назначение было довольно неудачным, дисциплина в группе была слабая, посещаемость – низкая, в общем, власти не чувствовалось.
На втором курсе власть в группе буквально захватил Владимир Борисов: на одном из собраний он раскритиковал действия бывшего старосты и предложил свою кандидатуру, что и было принято группой.
Большинство студентов нашей группы пришли в институт со школьной скамьи, но несколько человек, в том числе и новый староста, уже отслужили в армии, успели создать семьи и завести детей. Один из студентов, Алексей Фурсов, был участником Великой Отечественной войны, мы звали его «дедом», хотя при поступлении в институт ему исполнилось всего 33 года.
Новый староста взял нас в «ежовые рукавицы»: требовал объяснения по каждой пропущенной паре, а за полный прогул устраивал разнос на собрании группы. У нас были любители сходить в кино во время занятий, новый староста запретил это, но по общему согласию группы назначался какой-нибудь студент для просмотра нового кинофильма с докладом группе: стоит ли смотреть этот фильм.
Однажды послали на новый фильм Евгения Решетникова. Он пришёл с просмотра фильма «Белая лошадь» киностудии им. Довженко и так расхвалил кинокартину, что группа решила устроить коллективный просмотр. Гораздо позже я услышал рецензию на этот фильм, в которой его объявили шедевром, но мы ушли из кинотеатра после просмотра двух или трёх частей фильма, такого второго скучного фильма я не припомню. Конечно, Решетникова чуть не побили и больше не посылали на разведку.
Перед зимней сессией староста собрал нас и объявил: большинство из вас только что из школы, вы ещё что-то помните, а мы – старики — уже многое позабыли, учёба даётся с трудом, поэтому, хотите или не хотите, но каждый из нас будет писать шпаргалки. Группа приняла диктат нового старосты, единственный студент, который отказался принимать участие в этом деле – бывший староста, но через полгода и он присоединился к нам.
Первая задача была разыскать билеты. Используя связи в деканате, староста при составлении расписания экзаменов для нашей группы делал расписание, при котором мы сдавали экзамен только после какой-либо другой группы. Он узнавал, когда, где и какая группа сдаёт экзамен по данному предмету и назначал дежурство студентов нашей группы у аудитории, в которой проходил экзамен. Дежурство назначалось по времени: каждый должен отдежурить по полчаса, обязанность дежурного – встретить сдавшего (или не сдавшего) экзамен студента и записать вопросы билета. Такая работа была не в тягость, время зря не терялось, в свободные минуты дежурный готовился к следующему экзамену.
Не все билеты удавалось записать, так как билетов обычно больше, чем студентов в группе, поэтому на консультации перед экзаменом при зачитке преподавателем экзаменационных билетов часть студентов получала задание записать по одному вопросу из билетов, которых у нас не было. Таким образом, мы имели до экзамена все билеты.
Вечером староста собирал всех, то ли на консультации перед экзаменом, а иногда и просто только для того, чтобы раздать билеты студентам для написания шпаргалок. Дело каждого студента было принимать решение на экзамене: пользоваться шпаргалкой или нет. Кстати, староста никогда шпаргалками не пользовался!
Мне тоже не пришлось пользоваться шпаргалками, но однажды, на экзамене по строительной механике, когда я брал билет, то увидел на билете номер 4, видимо, номер писали на чём-то мягком и он продавился насквозь, а как раз на этот билет я писал шпаргалку. Я этот билет и взял. Я мог отвечать без подготовки, даже знал результат решения задачи, но вынужден был сесть за стол, якобы для подготовки. Посидел положенное время, помог желающим и потом первым пошёл отвечать, чтобы другим досталось больше времени.
Ещё староста постановил: на каждый экзамен первая пятёрка студентов была одна и та же. Другие студенты могли идти на экзамен когда угодно, но только не в первой пятёрке. Иногда бросали жребий на очередь с шестого и далее, но первой пятёрки это не касалось.
Каким-то образом староста узнавал особенности каждого преподавателя, например, он узнал, что преподаватель по буро-взрывным работам после прочтения билетов на консультации никогда не перемешивал билеты, и стоило на консультации записать порядок расположения билетов в стопке, чтобы на другой день идти на экзамен, зная какой билет тебе достанется. Первая пятёрка брала шпаргалки первых пяти и последних пяти билетов. Остальные уже знали, как на столе лежат билеты и или выбирали билет, который они знали, или готовились к экзамену по данному билету.
Однажды староста узнал, что преподаватель по строительным материалам страстно обожает журналы «Крокодил» (сатирический журнал, издававшийся в те времена). Как житель Ростова, староста в областной библиотеке взял подшивку журналов «Крокодил» за первые годы его издания и пришёл с ней на экзамен. Увидев подшивку, преподаватель попросил старосту дать ему почитать журналы, на что староста ответил, что не может их дать, так как сразу после экзамена он должен их вернуть человеку, у которого он, якобы, их взял. Тогда преподаватель попросил посмотреть журналы во время экзамена, на что староста согласился, и во время экзамена преподаватель больше рассматривал журналы, чем следил за аудиторией, что дало некоторую свободу студентам в подготовке.
Все студенты, взявшие билет, обязаны были назвать его номер так громко, чтобы его услышали в коридоре за закрытой дверью, где вёлся учёт использованных билетов.
В наше время в НПИ была военная кафедра. И вот перед экзаменом по тактике, фортификации и уставам староста приказал: на экзамен прийти в строгих костюмах, и это в июне месяце, когда тяжело было даже в рубашке с короткими рукавами, а тут — пиджаки. Но что поделаешь, приказ есть приказ, дисциплину надо соблюдать. Кроме того, было приказано купить пять трёхлитровых стеклянных банок и нарвать или купить сирени на все банки. Этими банками с сиренью был заставлен весь стол преподавателя-подполковника, так что, сидя, он не видел аудиторию.
Перед экзаменом было построение с докладом старосты о готовности группы к экзамену. Подполковник был очень доволен строгостью наших нарядов, большим количеством сирени и похвалил всю группу и отдельно старосту.
Как было положено, первый студент (староста) зашёл в аудиторию и громко, почти криком доложил: «Студент такой-то прибыл для сдачи экзамена по тактике, фортификации и уставам! Билет номер …дцать!». Услышав номер билета, идущий следующим студент получал и закреплял под полой пиджака держателем авторучки шпаргалку с ответами на указанный билет, застёгивал пиджак и заходил в аудиторию. Операция повторялась.
Также зашёл и я (я тоже был в первой пятёрке), и когда прочёл билет, то понял, что обойдусь без шпаргалки, и вошедшему следующим студенту дал знак, что шпаргалка мне не нужна. В противном случае следующий студент, проходя мимо меня, достал бы шпаргалку, которую можно было использовать, не переписывая её: она была аккуратно написана одним почерком, не помята и имела вполне товарный вид. Пользуясь тем, что подполковник был закрыт сиренью, передача шпаргалки не представляла большого труда.
На этом экзамене произошёл казус, о котором мне хочется рассказать отдельно. В нашей группе был студент Феликс Фрейман. Он был на построении, узнал, когда ему нужно прийти на экзамен по жребию и ушёл в общежитие готовиться к экзамену. Экзамен шёл своим чередом, оценки были только «отлично» и «хорошо», подполковник был очень доволен, пришло время идти Феликсу, а его нет. Пошёл на экзамен следующий по очереди, а за Феликсом побежали студенты, сдавшие экзамен, приволокли его чуть ли не силой. Стали его пытать, чего, мол, дурака валяешь, система работает, сдашь экзамен без труда. Отвечает – я не готов. Староста разгон ему устроил, а он ни в какую, не пойду и всё тут!
Вышел последний студент с экзамена, выбегает подполковник: «Ну где последний студент!». Феликс отвечает, что он не готов к сдаче экзамена. Преподаватель говорит, что группа сдала экзамен очень хорошо, и давай я тебе поставлю тройку, единственную на всю группу (нам давали стипендию с тройками). Феликс отказался, тогда подполковник вспылил и поставил ему в ведомости «неуд».
Феликс пошёл в деканат и написал заявление: «Воспитание в Вашем институте не соответствует моим духовным потребностям, и на основании этого прошу уволить меня из института». Заявление было принято и удовлетворено.
Ещё об одном экзамене.
На экзамен по горной электротехнике преподаватель на консультации приказал всем прийти с учебниками. На наши недоумённые взгляды он дал следующее объяснение: «Допустим, вы выучили все материалы и запомнили формулы. Сдали экзамен и пошли готовиться к следующему предмету. И вот при подготовке всё, что вы знали на предыдущем экзамене, вы просто забудете. Наша задача как преподавателей научить вас следующему: вы должны знать, что искать, знать, где найти, и знать, как воспользоваться найденными данными». (Даже при таких условиях на экзамене были и тройки, и один «неуд»).
И я полностью согласен с этими высказываниями. Институт должен научить основам знаний по каждому предмету, научить пользоваться учебниками, справочниками, нормативными документами в областях народного хозяйства, для которых нас готовили. Мой собственный опыт показал, что с получением диплома обучение не заканчивается, а только начинается. Жизнь и работа заставляют постоянно обновлять свои знания, особенно в наше время, когда через пять лет очень многое из того, что было новинкой, становится архаикой и устаревает.
Судари и сударыни! Мои записки, которые вы читаете, это не пособие студентам по пользованию шпаргалками, это и не информация для преподавателей, предупреждающая о хитростях студентов, это просто, на мой взгляд, довольно забавные и интересные факты из жизни студентов моего поколения.