Сегодня:

Судьба хамов, неплательщиков и недобросовестных партнеров в свете реформирования ЖКХ
«Коммуналка» и тарифы – такие же вечные темы для обсуждения, как погода и литература. На самые актуальные вопросы жителей города и журналистов новочеркасских СМИ отвечает Леонтий Сляднев, заместитель главы администрации по вопросам ЖКХ.
– Леонтий Владимирович, как продвигается реформа ЖКХ в нашем городе?
– Уверенно. Новочеркасск активно включился как в процесс реформирования отрасли в общем, так и в федеральную программу капремонта – в частности. В рамках программы в прошлом году было отремонтировано 37 домов, в этом планируется отремонтировать порядка 60. Естественно, это накладывает на муниципалитет ряд обязательств, над выполнением которых мы сегодня работаем.
В чем вообще заключается суть реформы? Прежде всего, в отстранении государства от непосредственного управления домами. В 2005 году новочеркасцы, как и все россияне, были поставлены перед необходимостью выбрать способ управления своим жильем. На сегодня это решение приняло 100% городских многоэтажек. 90 домов остановили свой выбор на управляющих компаниях, 185 – организовали ТСЖ, более 300 решили заняться непосредственным управлением. В связи с этим возникает целый ряд вопросов, связанных, прежде всего, с поставкой коммунальных услуг. Проще говоря, на рынке жилищно-коммунального хозяйства появились новые субъекты, между которыми необходимо определить правила игры. На установку этих правил направлены соответствующие постановления правительства РФ – № 306, определяющее порядок расчетов коммунальных услуг, и № 307, касающееся порядка поставки этих услуг населению. Сегодня мы заняты реализацией именно этих постановлений – с учетом, естественно, принятых тарифов.
– Вопрос тарифов горожан интересует особенно…
– О тарифной политике я хотел бы сказать отдельно. С 2009 года мы обязаны допустить на рынок все предприятия (как частные, так и муниципальные), способные и желающие производить и поставлять коммунальные услуги. Понятно, что если каждый производитель сам будет устанавливать себе тарифы, расценки на ЖКУ для населения окажутся совершенно неподъемными. Для решения этой проблемы существует система госрегулирования тарифов: заявленные поставщиками цифры проверяются и корректируются тарифными комиссиями на уровне федерации, региона и муниципалитета. В этом году, например, поставщики услуг хотели бы увеличить тарифы на 56%. После работы тарифных комиссий реальный рост на коммунальные услуги составил 20,8% – в два с половиной раза меньше. Это практически соответствует реальному уровню инфляции. В то же время расценки на обслуживание жилищного хозяйства выросли на 33,3%. Чем это обосновано? Обслуживание жилого фонда требует денег и денег немаленьких. Все, что делается в доме, делается только за счет жильцов – с этой мыслью надо свыкаться. Вопросы «Куда девались средства, которые мы платили в 1960 году?» сегодня неправомерны. Начиная с 2005 года, установлены нормативы, по которым мы сегодня работаем. На жилищно-коммунальном рынке появилось более 200 юридических лиц – эксплуатирующих организаций, поставщиков коммунальных услуг, – которые взаимодействуют в первую очередь между собой. Это тоже накладывает свой отпечаток. Нельзя говорить о едином жилищном тарифе. В соответствии с законом, тариф устанавливается органом местного самоуправления (в нашем случае – постановлением мэра) только для домов, находящихся в муниципальной собственности, домов с непосредственным способом управления и тех, кто не определился со своим тарифом на общем собрании. Это всего 10% от всего жилого фонда. Остальные 90% утверждают смету расходов на общем собрании – что необходимо содержать, чего хотят жильцы, какое нужно обслуживание – и устанавливают общий тариф, исходя из нужд дома и количества квадратных метров у каждого собственника. В этом заключается принципиальное отличие нынешней системы регулирования от прежней. Раньше была уравниловка: все, за исключением коэффициентов благоустроенности, было одинаковым. Теперь вопрос решается в частном порядке. Пора понять: хочешь жить хорошо – вникай в хозяйственные вопросы, принимай активное участие в жизни своего дома.
– И все-таки: какими будут квитанции на оплату в феврале? Можно назвать хоть какие-то цифры?
– Уже упомянутый мной совокупный рост: 20,8% по коммунальным услугами и 33,3% – по жилищным. Эта картина одинакова для всех. Что касается конкретных услуг – тут все индивидуально. Возьмем, к примеру, ЖКХ «Октябрьский». При отсутствии счетчика, по услугам централизованного отопления установлена норма в 24,13 рубля с одного квадратного метра. По сравнению с центром города, где средняя цена отопления составляет примерно 17 руб./м2, это довольно много. Зато водоотведение на Октябрьском дешевле почти в два раза – 6, 44 руб. против 12 руб. То же и с водой. Почему такая цена? Источники воды и очистки рядом, расходы на транспортировку значительно меньше, расценки ниже… То есть отличия в частностях есть, но на совокупный рост тарифа они не влияют.
– Многие горожане интересуются: будут ли изменения в системе расчетов?
– Этот вопрос решается. Эксплуатирующие организации – а сегодня их около 200 – не только получают различные коммунальные услуги, но и обязаны заплатить за них. Раньше, когда городское хозяйство было единым, сбором средств с населения и перечислением их поставщикам занимался Департамент городского хозяйства. Позже для этих целей был создан единый информационный расчетный центр (ЕИРЦ). Принципиально эта схема действует и сегодня – с той разницей, что услугами ЕИРЦ можно пользоваться, а можно и отказаться. В целом стоимость услуг расчетных центров по России варьируется от 3 до 5% от перечисляемой суммы. На сегодняшний день многие ТСЖ изъявляют желание и дальше пользоваться услугами ЕИРЦ, однако единого регулирования тут нет и быть не может. Многие ТСЖ изъявляют желание и дальше работать с ЕИРЦ: подготовить свою кассовую базу, абонентскую службу, изготовить книжки на оплату не так-то просто. Но вообще эксплуатирующая организация вправе выбрать любой способ – от услуг банка до оплаты ЖКУ по карточкам или через электронные терминалы. Жизнь не стоит на месте. Полагаю, что в недалеком будущем оплатить «коммуналку» можно будет по Интернету, не выходя из дома. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что вопросы и проблемы возникают. Особенно это касается тех ТСЖ, председатели которых были выбраны по принципу «кто громче кричит»: люди категорически не желают понимать, что мы живем в 2009 году, а системы советского коммунального хозяйства давно не существует. В результате создается неблагоприятная обстановка, игнорируются требования закона, не заключаются договоры. А это совершенно недопустимо – в конце концов, нарушение поставки коммунальных услуг является уголовно наказуемым преступлением… К счастью, таких товариществ у нас не более десятка. Я думаю, что в ближайшее время этот вопрос удастся уладить, а все договоры будут заключены. В любом случае, ЕИРЦ будет действовать еще 4 месяца. По истечении этого срока – если такая необходимость будет – расчеты будут вестись иначе.
– В городе создано много новых товариществ собственников жилья, председатели которых с непривычки могут заблудиться в дебрях коммунального хозяйства. Предусматривается ли какая-нибудь консультационная помощь для ТСЖ?
– Учитывая, что сложности возникают регулярно, мы проводим еженедельные совещания с участием представителей ТСЖ. Юристы ДГХ, администрации, коммунальных предприятий, работники управляющих компаний отвечают на вопросы горожан, объясняя в том числе и азы. В частности, регулярно возникают вопросы по счетчикам тепла и воды. А ведь это элементарно: наличие счетчиков выгодно прежде всего самому потребителю коммунальных услуг, который платит только за то, что реально потребил. Без счетчиков расчет производится по установленным нормам, а они – это ни для кого не секрет – завышены на 15-20%. Я сам живу в ТСЖ и знаю это на своем опыте. Есть вопросы и по должникам. На самом деле их не так много – по итогам года сбор оплаты ЖКУ составил около 99,2%. То есть в ТСЖ на 200 квартир могут не платить один-два человека. На уровне мирового судьи вопрос решается предельно просто, примерно за полчаса, но это, тем не менее, забота эксплуатирующей организации. Именно она обязана оплатить 100% потребленных услуг. И это вполне естественно: в деле управления жильем есть не только права, но и обязанности. Из за нескольких неплательщиков нельзя отказываться заключать договоры на обслуживание всего дома. Надо обращаться в суд, звонить, напоминать… Никто не собирается отключать целый дом из-за долга пары жильцов, однако ограничения по отдельным неплательщикам могут возникнуть. Все упирается в своевременность платежей. До 10 числа город обязан оплатить коммунальные услуги – либо получить соответствующие санкции от поставщиков.
– А что делать гражданам, имеющим долг по оплате ЖКУ? Возможна ли отсрочка?
– Нам, коммунальщикам, отсрочек никто не дает – ни Газпром, ни электросети. Это как в магазине: технически вы можете приобрести товар в кредит, но кредит предоставляет банк и за проценты. Так же и с отсрочкой платежа: можно воспользоваться банковским кредитом, погасить долг, а потом уже решать, как расплачиваться с банком. В принципе, вопрос можно уладить на уровне управляющей компании. Если человек приходит в УК, объясняет причины задолженности и выражает намерение ее погасить, ему могут пойти навстречу, составить договор, графики платежей и т. д. То есть условиться об отсрочке можно с обслуживающей организацией, но не с поставщиком услуг.
– Не так давно на планерке главы администрации прозвучала информация о проверке работы коммунальщиков. О чем конкретно идет речь?
– К сожалению, у нас все еще встречаются грубость и хамство со стороны некоторых работников жилищно-коммунального комплекса. Количество соответствующих жалоб от жителей по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 20%, однако отдельные случаи все еще имеют место быть. Естественно, мы активно с этим боремся: объявляем выговоры виновным, беседуем с руководителями управляющих компаний, требуем, чтобы при каждой УК были созданы нормальные приемные: если человек пришел в свою компанию, его должны встретить соответственно – а не усадить в подвале на ящике, предлагая написать заявление чуть ли не на коленке… Что касается непосредственно проверок, то, помимо всего прочего, мы обзваниваем компании под видом жителя обслуживаемого дома, проверяем на вежливость и внимание. В целом, повторюсь еще раз, ситуация продолжает улучшаться. В конце концов, грубость невыгодна и самим управляющим компаниям. Жители сами определяют, с кем работать, так что организация, сотрудники которой ведут себя неподобающим образом, рискует оказаться не у дел. Это нормальная практика: сегодня ты нахамил обратившемуся жильцу, а завтра с тобой просто не перезаключили договор. Тот, кто не может нормально работать, просто вымрет. В этом, в том числе, и заключается смысл реформирования ЖКХ.

Фото Николая Склярова
row['name']