Сегодня: 18 апреля 7579, Среда

Мы не раз писали о том, что такое коррупция: откуда она пошла, как далеко зашла и что нужно делать, чтобы ее остановить. Но напомним еще и еще раз: надеемся, что к нашим читателям, выбравшим линией своего поведения нетерпимость к коррупционным проявлениям, присоединятся новые и новые горожане. А им теория не повредит: такое сложное социальное явление, как коррупция, требует грамотного к себе отношения. Зачем? Чтобы противостоять ей достойно!

КОРНИ: ОТ МЗДОИМСТВА ДО ЛИХОДЕЙСТВА
В России первое упоминание о борьбе с коррупцией встречается в судебнике 1497 г., где речь идет о МЗДОИМСТВЕ, т. е. о получении взятки. В более позднем судебнике 1550 г. наряду с мздоимством уже фигурировало и ЛИХОИМСТВО. Под ним понималось получение должностным лицом судебных органов завышенных пошлин. Затем круг проявлений коррупции, зафиксированный юридической практикой в России, стал еще шире. К мздоимству и лихоимству прибавились хищение государственного имущества и лиходейство.
Итак, исторически различающимися в российском общественном мнении и праве формами коррупции были:
МЗДОИМСТВО — получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) по службе;
— ЛИХОИМСТВО — получение тем же лицом каких-либо преимуществ за совершение по службе незаконных действий (бездействия).

МАСШТАБЫ: ЛОВИСЬ, КОРРУПЦИЯ, БОЛЬШАЯ И МЕЛЕНЬКАЯ!
В наше время наиболее характерными и распространенными формами проявления коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-политических деятелей, чиновничества, незаконный протекционизм и др.

Различают несколько форм коррупции:
— НИЗОВАЯ (мелкая, повседневная);
— ВЕРШИННАЯ (крупная, элитарная).

Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции — взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной — использование административного ресурса для получения «нужного» результата выборов).
К низовой коррупции вплотную примыкает бюрократический рэкет. Эти явления имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что, если коррупционер получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с предпринимателем, то чиновник-рэкетир вымогает взятку у бизнесмена помимо его воли.

ПРИЧИНЫ: «ДАЙ МНЕ, А Я — ТЕБЕ»
Взаимодействие власти с гражданином возникает в двух случаях:
1. Когда власть должна предоставить ему некоторые УСЛУГИ (дать разрешение, предоставить справку).
В подобных ситуациях коррупции способствует:
— сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом;
— незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление;
— сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан;
— усложненность бюрократических процедур;
— монополия ведомств на предоставление услуг;
— структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями как принимать властные решения, так оказывать услуги.
2. Когда власть, выполняя свою ограничивающую и регулирующую функцию, обязывает гражданина ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ РЕСУРСАМИ с государством, взыскивая обязательные платежи или налагая штрафы за нарушения действующих норм.
В этих ситуациях коррупции способствует отсутствие удобных процедур реализации гражданином своих обязательств, а также неадекватность штрафов, способствующих уклонению от их уплаты с помощью взяток.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ: ЧЕЛОВЕК В КОРРУПЦИОННОЙ ШКУРЕ
Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если:
— этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРРУПЦИЕЙ; —
— это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о КОРРУПЦИИ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п.

ФОРМЫ: ГОССЛУЖБА НА КАРМАН

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде:
— вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;
— служебного мошенничества и других формах хищения;
— получения «комиссионных» за размещение государственных заказов;
— оказания государственным служащим разного рода услуг и иных «знаков внимания»;
— поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;
— латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;
— вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
— устройства на работу родственников, друзей, знакомых;
— получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.

РАЗНОВИДНОСТИ: ДЕЛАЕМ ВЫБОРЫ!

В России также существует «ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ», которая находит своё отражение, прежде всего, на выборах.
Формы проявления «ВЫБОРНОЙ» КОРРУПЦИИ:
1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕСУРСА:
— неравный доступ к СМИ — местные СМИ находятся под контролем администрации, которая определяет какому кандидату и в каком объеме предоставлять время на местном ТВ и радио;
— давление на избирательные комиссии — большинство в окружных и участковых избирательных комиссиях — это либо представители администрации, либо люди от нее зависимые. Администрация указывает, какому кандидату надо помогать, а какому – нет;
— давление на органы внутренних дел — администрация указывает, какие пикеты арестовывать, какие агитационные материалы изымать;
— давление на бизнес-структуры — те компании, которые поддерживают неугодных администрации кандидатов, подвергаются всяческим проверкам налоговой инспекции, СЭС и др.;
— прямое давление — прямые телефонные звонки неугодным кандидатам.
2. ПОДКУП ИЗБИРАТЕЛЕЙ СО СТОРОНЫ КАНДИДАТОВ:
— прямой подкуп — людям даются деньги, либо подарки, а они голосуют, как надо;
— непрямой подкуп — кандидатом создается благотворительный фонд, который в период предвыборной агитации раздает гуманитарную помощь;
— с избирателями заключаются договора на оказание услуг с последующей выплатой премиальных в случае победы кандидата.
3. КОРРУПЦИЯ В СМИ — меньшую часть средств за публикацию СМИ получают легально через счет кандидата, большую часть они получают наличными непосредственно от кандидата.
4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ — поскольку средств, определенных по закону для проведения полноценной избирательной кампании недостаточно, то кандидаты и избирательные объединения рассчитываются с исполнителями непосредственно, а не через счет кандидата.

ФОРМУЛА: «НЕЛЬЗЯ, НО … МОЖНО!»
В наибольшей степени коррумпированность проявляется в деятельности органов исполнительной и судебной власти, которые непосредственно связаны с распоряжением финансовыми и материальными ресурсами (при низкой зарплате), разрешением жизненно важных споров.

Один из факторов распространенности коррупции — сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти.
Коррупцию порождают НЕОПРАВДАННО БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗАПРЕТОВ, разрешительных процедур и отсутствие механизма и правовой основы защиты интересов граждан, вовлеченных в деятельность органов государственной власти.

НАПРАВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО УДАР
На сегодняшний день выделяют 3 СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ:
1. Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий.
2. Предупреждение и предотвращение коррупции (хорошее управление).
3. Верховенство закона и защита прав граждан.
В рамках данных стратегий деятельность, причем согласованная деятельность всех 3-х секторов (власти, бизнеса и общественных организаций), осуществляется по следующим направлениям:
В рамках ПЕРВОЙ СТРАТЕГИИ — это:
— Общий анализ ситуации и выработка антикоррупционной стратегии;
— Антикоррупционное гражданское образование;
— Построение антикоррупционных коалиций;
— Свободный доступ к информации и независимые СМИ.
В рамках ВТОРОЙ СТРАТЕГИИ — это:
— Прозрачная власть, прозрачные процедуры;
— Общественное участие в процессах предотвращения коррупции;
— Уменьшение вмешательства государства в дела общества;
— Кодексы этики для политиков, чиновников, предпринимателей;
— Снижение административных барьеров для предпринимателей и внедрение конкурсности.
В рамках ТРЕТЬЕЙ СТРАТЕГИИ — это:
— Сильная и независимая судебная власть;
— Неукоснительное исполнение законов;
— Законодательство, не допускающее возможность появления коррупции, и общественная экспертиза;
— Правовая помощь и защита, внедрение института омбудсмена (Уполномоченного по защите прав человека).