Сегодня:

Как сообщает «Политком.RU», в декабре прошлого года в юридическом управлении администрации Президента РФ был подготовлен законопроект, который позволит депутатам городских советов «увольнять» мэров с их должности. Предполагалось, что проект закона будет внесен в Государственную Думу в январе.
Нынешняя система существенным образом затрудняет возможность снятия с должности мэра. Мэры избираются либо населением города, либо городским советом из числа депутатов. Возможность снятия мэра с его должности предусматривает три варианта:
первый – нарушение городской главой Конституции, устава города, федеральных законов, заведение на него уголовного дела при соответствующем судебном решении, подтверждающем его виновность;
второй – городское собрание двумя третями должно вынести решение о проведении референдума, в ходе которого жители города должны высказать свое мнение за или против мэра, при этом, если не будет собрано определенное количество голосов, гордума, инициировавшая референдум, досрочно прекращает свою работу;
третий вариант – это непосредственное желание мэра покинуть должность в силу ряда обстоятельств от утраты трудоспособности по состоянию здоровья до утраты гражданства.
Мэры давно находятся «под обстрелом», вызывая недовольство со стороны губернаторов, федеральных властей и даже населения. Показательно, что с 2006 по 2008 гг. в уголовных преступлениях, превышении должностных полномочий или коррупции обвинялись мэр Волгограда Евгений Ищенко, мэр Снежинска Анатолий Опланчук, мэр Томска Александр Макаров, мэр Тольятти Николай Уткин, мэр Архангельска Александр Донской, мэр Рязани Федор Провоторов, мэр Владивостока Владимир Николаев, мэр Твери Олег Лебедев и так далее. Некоторые из них уже заключены под стражу, возбужденные уголовные дела на других находятся в процессе следствия. Такой скандальной репутации градоначальники обязаны, прежде всего, отношениям с губернаторами, которые воспринимают мэров как препятствие своему влиянию в регионе. В этой связи конфликтность отношений мэров и губернаторов создает множество преград в принятии решений, что делало эту систему еще менее эффективной. Определенную роль сыграла и высокая коррумпированность городских властей, которая вызывает недовольство населения, что усугубляется в контексте запущенного состояния жилищно-коммунального хозяйства, находящегося в ведении городских властей.
На протяжении последнего года губернаторы с переменной поддержкой «Единой России» инициировали дискуссию о возможности назначения и, соответственно, увольнения мэров непосредственно представителями региональной власти. Но такие идеи не были поддержаны российским руководством.
Согласно предложенному проекту, главы городских администраций могут быть сняты с должности, если им будет высказано недоверие двумя третями депутатов городского совета. Это создает возможность контроля за деятельностью мэров со стороны партии, доминирующей в том или ином городском собрании. Логично предположить, что таковой партией является «Единая Россия».
Такая ситуация, во-первых, повышает ответственность и влияние городского совета на положение дел в городе, во-вторых, создает возможность более эффективного взаимодействия губернаторов и мэров, которые на практике будут находиться под контролем одной партии. Но такая система может иметь и определенные минусы: например, если будет избран городским главой кандидат, нелояльный доминирующей партии в горсовете, то тогда он может быть с легкостью отстранен от должности.