Сегодня:

К 50-летию журналистской
организации Дона

13 января журналисты России отметили профессиональный праздник – День печати. А у их коллег из Ростовской области есть еще один повод поднять бокал шампанского за «писавших, шагавших, снимавших»: в эти дни они отмечают 50-летие журналистской организации Дона.

Если посмотреть на Новочеркасск конца пятидесятых годов минувшего века с высоты птичьего полета, то можно подумать, что кто-то в слиянии двух степных рек Тузлова и Аксая уронил перстень. Высокий холм, украшенный крышами домов, венчался куполами собора. Весной холм белел цветущими садами, а потом зеленел, клубился наворотами деревьев.
В такую пору в 1959 году и приехала в столицу донского казачества газетчица Ариадна Сергеевна Юркова.
— Город встретил уютом и тишиной, — вспоминает она. – Словом, всем тем, что нужно было для творчества. Мне, выросшей в Сибири, он представился гостеприимным и радушным.
Рассказ о местной организации Союза журналистов начинается с А.С. Юрковой не потому, что она была одной из лучших повествовательниц города, были еще хорошие журналисты, а потому как была она в числе первых, кто составил тогда в Новочеркасске творческую организацию.
Что такое член Союза журналистов? Это примерно то, что мастер спорта в легкой атлетике или в другом виде спорта. Будь всегда впереди, владей информацией, будь точен!
Членом Союза журналистов СССР (после 90-х годов минувшего века – Союз журналистов РФ) Юркова стала еще до приезда в город, в 1957 году. На учет становиться отправилась в Ростов-на-Дону. Там организация создалась немного раньше, ее «ответственным секретарем» являлся ветеран печати журналист Буриков.
— Другом нашей семьи в Новочеркасске, — повествует дальше ветеран печати нашего города А.С. Юркова, — стал Борис Изюмский – недавний преподаватель Новочеркасского суворовского училища. А еще он раньше руководил литературным объединением, действовавшим при редакции городской газеты «Знамя коммуны». Писатель работал над рукописью романа, который вырос у него из повести «Алые погоны».
А.С. Юркова родилась в 1924 году в Хабаровске. С журналистикой познакомилась рано: стала корреспондентом областной газеты «Пионер Забайкалья». Ее первые заметки и статьи появились в 1939 году и посвящались проблемам жизни молодежи, ее увлечениям и мечтам.
Но грянула война. Она внесла в привычную жизнь коррективы. Даже далеко от пожарищ ощущалось дыхание битв, мужество и страдания народа. «Все для фронта!» От Москвы до самых до окраин каждый стремился внести свою лепту в общую победу. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Ариадна Юркова – инструктор Читинского городского комитета ВЛКСМ, секретарь Центрального райкома ВЛКСМ Читы, редактор молодежного вещания обкома ВЛКСМ областного радиокомитета.
Творческий поиск углублялся. Быть заведующей отделом областной молодежной газеты – дело непростое. Но журналистка не побоялась трудностей и возглавила отдел в «Комсомольце Забайкалья». Затем стала корреспондентом «Комсомольской правды» (главной молодежной газеты страны – И.К.) по Читинской области, собственным корреспондентом газеты Тихоокеанского флота «Боевая вахта», старшим литературным сотрудником ежедневной газеты Забайкальского военного округа «На боевом посту».
После войны на многих участках работы были вчерашние фронтовики, их рассказы возбуждали воображение. С 1956 года опытная газетчица и радиожурналистка Ариадна Юркова вливается в актив Советского Комитета ветеранов войны: занимается поиском и исследованием известных и малоизвестных подвигов участников Великой Отечественной войны.
А.С. Юркова восстановила по рассказам и документам хронику Хаммельбургской подпольной организации. Эта организация была организована тайно советскими военнопленными (офицерами) в нацистской Германии. Журналистка вписала в историю имена оставшихся в живых подпольщиков, организовала и провела в Москве первую встречу подпольщиков, бросивших вызов врагу в глубоком его тылу. В одном из очерков Ариадна Юркова писала: «…И в ту самую минуту, когда настороженную тишину подвала расколол выстрел, гитлеровец осознал: не он, а истерзанный, безоружный пленный выиграл поединок…»
Кто занимался поисковой работой, тот знает, сколько хлопот доставляет это трудное дело. Война припрятала много событий. Воскрешая героическое прошлое, открываем неизвестное, забытое становится явью. Слушателям страны хорошо запомнился цикл передач «Живые борются» Центрального телевидения. Их провела журналистка Юркова. Она поведала об истории (которую тоже восстановила) легендарного побега советских военнопленных-смертников 20-го блока концлагеря Маутхаузен в ночь со 2 на 3 февраля 1945 года.
Раскрывая судьбы фронтовиков, А.С. Юркова не останавливалась на биографиях героев. Она параллельно беспокоилась о лечении людей, перенесших нечеловеческие страдания, об их заслуженном награждении. Не без участия Ариадны Сергеевны руководителю Хаммельбурской подпольной организации генералу авиации Г.И. Тхору было присвоено звание Героя Советского Союза, к сожалению, посмертно. Его именем названа одна из улиц в городе Конотопе, что в Украине.
У Рязанского шоссе, которое голубой лентой тянется в сторону Москвы, поставлен мемориальный комплекс воинам Люберецкого авиагарнизона, совершившим побег из 20-го блока концлагеря Маутхаузен. Это тоже сделано по инициативе журналистки А.С. Юрковой.
Ветеран труда А.С. Юркова награждена Знаком Советского комитета ветеранов войны, дипломами Ростовской областной и Российской организаций Союза журналистов Российской Федерации. Тридцать лет руководила она в Новочеркасске клубом «Мужество» и сейчас не порывает связи с теми, кто обеспечивает в городе передачи в эфир, пишет корреспонденции и статьи.
В Польше, Германии и в других странах Европы, пострадавших от фашизма, в нашей стране на книжных полках можно найти повествования нашей землячки «Ночь бессмертия», «Подвиг генерала Тхора» и «Югославский дневник».
Нелегка журналистская доля. Но как приятно сознавать, что твоя публикация кому-то помогла, что она назвала забытое имя.
— Когда меня спрашивают, почему я взялась за тему войны, — поясняет А.С. Юркова, — говорю, что выполняю долг перед погибшими, перед одноклассниками, перед друзьями…

***
В конце пятидесятых годов «погоду» на газетных страницах города задавали, будучи в расцвете творческих сил, газетчики – вчерашние фронтовики Г.Н. Калинин, И.Г. Репников, М.Н. Щербаков, В.А. Кононенко (работавшие в городской газете «Знамя коммуны»), а также журналисты Б.К. Самойлов, В.В. Томский, А.Н. Горшков, Н.А. Поволоцкий, В.А. Малышев, И.В. Власов, А.К. Данцев и другие. Тут же «крутились» Ю.П. Белоусов, В.И. Сердюков, В.Н. Михеев и др. Из лучших недавних фронтовиков-газетчиков, повторюсь, и образовалась в городе местная организация областного отделения Союза журналистов СССР. Ее первым руководителем стал редактор городской газеты «Знамя коммуны» Г.Н. Калинин.
Журналистская организация не только объединила в своих рядах ведущих работников главной газеты Новочеркасска, городского комитета радиовещания, а также многотиражных газет, но и способствовала профессиональному росту работников средств массовой информации, воспитанию новых кадров, повышению их ответственности за выступления в прессе. На собраниях членов Союза говорилось иногда высокопарно, но вера в «светлое будущее» звала вперед, торопила совершенствоваться. И газетчики критиковали публикации друг друга, шлифовали мастерство, штурмовали творческие высоты, осваивали все новые жанры публицистики.
Пунктуальный в работе Григорий Николаевич Калинин и как редактор и как руководитель требовал четкости и от членов первичной организации Союза журналистов и от работников вверенной ему газеты. Небольшого роста, с торчавшими за ушами клочками волос, обрамлявшими огромную лысину, вечно в темно-синем шевиотовом костюме, он с самого утра вычитывал в роговых очках оттиски газетных полос, только что принесенные из типографии. Оттиски пачкались свежей краской, он натягивал черные нарукавники и работал без устали. Когда зрение совсем упало, Г.Н. Калинин приобрел солидных размеров круглую лупу и всматривался в газетные строчки с ее помощью. Звонил, уточнял, недовольно покачивал головой, правил. Иногда приходил в отдел, говорил с небольшим дефектом: «Ну лазве так мозно? Он зе Иван Петлович, а вы его обозвали Иваном Павловичем…». «Воду» в статьях не любил. «Пишите колоче и четче, вылажайтесь ясно, — поучал на летучках. – Класивости нам не нужны, мы не лителатулная газета». Писал сам — что-то из фронтовых былей.
Г.Н. Калинин в 1968 году уступил редакторство, а, стало быть, и руководство первичной городской организацией Союза журналистов СССР Виталию Ивановичу Белохонову, прибывшему из Ростова. Этот, напротив, был высокого роста, плотный и отличался более широкой интеллигентностью. При нем первичная творческая организация пополнилась новыми членами. Шли уже шестидесятые годы. В практику работы газетчиков вошли квартальные и месячные планы. В.И. Белохонов любил назидать: «Слово – серьезное оружие. Им нужно умело и осторожно пользоваться. Оно может и излечить, но может и погубить!». Написал книгу о слепом активисте, комсомольце с Верхнего Дона периода коллективизации. Тем самым подал пример: журналист должен быть активным во всех делах, освещать и поднимать проблемы не только сегодняшнего дня, но и изучать героику прошлых лет, тем более – член Союза журналистов.
Газетные публикации в городской газете постепенно приобретали все более литературный оттенок. В.И. Белохонов возвратился в Ростов, оставив редакторство газетой и творческой организацией молодому и одаренному газетчику Владимиру Ивановичу Лифанову.
Статьи и корреспонденции внештатных авторов — членов Союза журналистов заносились в планы, им заказывались материалы по нужным редакции газеты «Знамя коммуны» темам. С уважением относились к таким членам Союза, как В.А. Малышев, Е. Шабаев, К. Шарипов, А.Н. Горшков и другим. Они работали в самых разных местах города и могли не только знать положение дел на разных, своих предприятиях, в учебных заведениях и т.п., но и, если нужно, показать опыт того или иного коллектива, человека или хлестко отозваться на то или иное событие. Таким образом, «сторонние» члены Союза журналистов стали как бы корреспондентами на местах главной газеты Новочеркасска.
В.И. Лифанов, руководивший творческой организацией, сам тяготея к фельетону и другим подобным жанрам, приобщал к ним остальных. В городе тогда на многих собраниях, встречах, торжествах любил выступать некий Стрижаков. Он причислял себя к участникам Гражданской войны, подпольщикам. В «Знамени коммуны» появился фельетон «Не пускайте Стрижакова на сцену». Его автор В. Лифанов рассказал новочеркасцам об истинном лице самозванца «ветерана» и оградил их от неверной информации.
По инициативе В.И. Лифанова на страницах «Знамени коммуны» стал регулярно публиковаться сатирический выпуск «Колчан». Он был очень популярным среди читателей, а их насчитывалось более 40 тысяч (подписчиков). «Колчан» критиковал нерадивых руководителей, ленивых рабочих, рвачей-врачей. Подобно «Знамени коммуны» стали больше публиковать аналитических и критических материалов и многотиражные газеты – НЭВЗа «Вперед», которую редактировал член Союза журналистов Василий Старцев; Новочеркасского политехнического института «Кадры индустрии», коллектив которой возглавлял член Союза журналистов Юрий Белоусов, и Новочеркасской ГРЭС, где редактором был также член творческой организации Иван Черненко.
Используя критические выступления, члены городской организации Союза журналистов, образно говоря, очищали общество от ненужных элементов, повышали силу печатных выступлений. И вообще, надо сказать, в те годы каждого автора оценивали прежде всего по его активной гражданской позиции – в данном случае, по его умению «развязывать» животрепещущие узлы. Нежелательно было только касаться уголовщины, теневой стороны милицейских будней и другого, что могло «бросить тень» на советский образ жизни.