Сегодня:

Случаи позднего выявления рака всегда были и остаются большой проблемой в онкологии. По мнению главного врача новочеркасского онкодиспансера Николая Зеленкова, причиной запущенности заболевания в подавляющем большинстве является несвоевременное обращение людей
за медицинской помощью.
– Николай Петрович, вы анализировали причины такого явления?
Трудно ответить однозначно, почему так происходит. Влияет, видимо, и дефицит времени, и уровень социальной культуры, и, наверное, не очень хорошая информированность о том, что мы работаем, что у нас можно получить квалифицированную помощь, что эта помощь доступна для населения. Поразительно, но есть люди, которые не знают, что в Новочеркасске работает онкодиспансер! Некоторые считают, что здесь выписывают только направления в Ростов. А на самом деле диспансер интенсивно работает, мы оказываем консультативную помощь, проводим исследования, лечение, делаем операции. Поэтому бывает очень обидно, когда к нам обращаются люди с запущенной болезнью, когда уже идет распространение процесса по всему организму и вылечить человека уже невозможно. В таких случаях проводится только симптоматическое лечение для облегчения страданий больного. И все.
– Ну а как все-таки действительно спохватиться вовремя, не запустить болезнь? Разве есть симптомы, на ранней стадии позволяющие человеку заподозрить, что у него что-то не в порядке по линии онкологии?
– Дело в том, что онкологическое заболевание на ранних стадиях начинается с общих симптомов, это так называемые малые признаки: падает работоспособность, человек быстрее утомляется, начинают возникать головные боли, понижается аппетит, развивается похудание, где-то маленькая температура появилась, где-то подкашливание…
– И с такими симптомами человек будет обращаться в онкодиспансер?!
– Так ведь и в обычную поликлинику люди с этими симптомами не идут! В том-то и беда! Видимо, менталитет у наших людей такой – отмахиваться от мелких, на их взгляд, проблем со здоровьем. Это с одной стороны. Однако не счесть и таких случаев, когда человек тянет с обращением к врачу до последнего, хотя давно уже понял, что со здоровьем не в порядке, когда новообразования проявляются явно – на лице или теле образуются язвы, узлы, «шишки», или здоровье ухудшается до такой степени, что становится невмоготу терпеть. Женщины порой носят уплотнения в груди по несколько месяцев и даже лет, а обращаются за помощью, когда молочная железа начинает разлагаться. Неужели ничего не чувствовали, не замечали? То же самое и по заболеванию внутренних органов. С язвенной болезнью, различными полипами, эрозиями, миомами люди живут годами, привыкая к такому состоянию, терпят дискомфорт, боли, неудобство, а к врачу не идут. А в это время, возможно, в поврежденных тканях развивается онкологический процесс.
– Вероятно, здесь еще срабатывает психологический фактор, человек просто очень боится, что у него обнаружат онкологическое заболевание и подсознательно отодвигает этот момент, когда ему могут сказать – у вас онкология…Ну или просто надеется на авось.
– Во-первых, это может оказаться вовсе и не онкология, но заболевание, также требующее лечения. А во-вторых, даже если онкология, на ранней стадии выявления заболевания мы имеем возможность полного излечения. Например, для рака кожи это справедливо в 100 % случаев. Зачем же уподобляться страусу, который прячет голову в песок? От болезни не надо прятаться, с ней надо бороться, и главный боец в этой битве за свое здоровье и жизнь – сам человек. Ведь сама природа, Господь Бог, если хотите, дают человеку возможность почувствовать какие-то тревожные симптомы, надо использовать этот шанс, прислушаться к своему организму, помочь ему. Уповать на высшие силы, на то, что все пройдет, не надо. Собственно говоря, высшие силы и так подсказывают, сигнализируют – обрати внимание, не закрывай глаза, не отмахивайся.
– И посторонние люди, и сами пациенты заметили, что в вашем диспансере произошли за последнее время определенные позитивные перемены. С чем это связано?
– Министерство здравоохранения области уделяет онкологической службе самое серьезное внимание Снабжение нашего онкодиспансера вполне приличное, у нас есть все основное, что необходимо для консультаций больных, различного вида исследований, проведения операций. Мало того, с января следующего года структура нашего диспансера изменяется. В круглосуточном стационарном режиме у нас будут действовать уже 60 коек (ранее – только 40). Вводятся палата интенсивной терапии с круглосуточным постом послеоперационного наблюдения, эндоскопический и УЗИ кабинеты. Откорректированы все вопросы по нехватке штатов, и с 1 января штатное расписание увеличивается. Сейчас у нас формируется очень сильная команда молодых, энергичных, компетентных специалистов. Они прошли обучение в ординатуре ведущих онкоцентров страны, среди них есть кандидаты медицинских наук. Это очень грамотные врачи. Такие же планы у нас по усилению среднего медицинского персонала. Если раньше здесь у нас оперировалась в основном молочная железа, то сейчас делаем и полостные операции – на желудке, на толстой кишке, желчном пузыре, начали оперировать гинекологическую патологию, выполняем операции с элементами пластической хирургии. Объем работ возрастает, растет число операций, в поликлинике прием ведется в две смены. В диспансере происходят не только организационные изменения. Проектно-сметная документация на переданное нам здание инфекционной больницы должна пройти госэкспертизу в 2009 году. Для поддержания же работоспособного состояния в нынешних помещениях диспансера уже проведены и проводятся неотложные ремонтные работы. То, что можем сами делать по ремонту, делаем сами, очень ощутима помощь министерства. Наши усилия направлены на те объекты и помещения, которые остро нуждаются в ремонте – окна, санузлы, процедурная и др.
– Ваша работа идет в тесной взаимосвязи с другими медицинскими учреждениями?
– В противораковой работе должны быть задействованы все медицинские учреждения. И здесь еще нам всем предстоит много работы. При городском Управлении здравоохранения уже действует противораковая комиссия, но на каждом месте, в любой больнице и поликлинике должна активизироваться работа медперсонала по повышению онкологической настороженности, по выявлению ранних случаев заболеваний раком.
– Сейчас то и дело в СМИ появляются сообщения о якобы найденных, разработанных кардинальных средствах лечения рака? Насколько им можно верить?
– Практическая медицина оперирует конкретными понятиями. Новых методик и разработок, конечно, очень много, ученые работают, медицина не стоит на месте, разрабатываются новейшие препараты, но когда проходят сообщения, что найдена панацея для излечения от рака, едва ли следует этому верить. В этом есть даже определенная угроза – формируется миф, что можно жить как угодно, злоупотреблять чем угодно, совершенно не думать о своем здоровье и в одночасье вылечиться одной пилюлей или одним уколом. Есть законы, через которые не перешагнешь. Но есть еще и правила, которые мы устанавливаем для себя. И всегда бывает печально, когда из них добровольно человек исключает самый важный пункт: цени себя и заботься о своем здоровье.
Прием и лечение в онкодиспансере проводится независимо от наличия страхового полиса и места проживания, на общих основаниях.
Часы приема: ежедневно с 9.00 по 16.00
Адрес: ул. Московская, 25

Фото Николая Склярова
row['name']