Сегодня:

В стольном граде Москве есть Главный клинический военный госпиталь, носящий имя Н.Н.Бурденко – генерал-полковника медицинской службы, бывшего в годы Великой Отечественной войны главным хирургом Советской Армии. Так вот: на фронтоне центрального корпуса комплекса исторических зданий госпиталя, основанного еще в годы правления Петра Великого, до сих пор сохраняется надпись ХVIII века. Надпись та сообщает, что в здании этом находится ВОЕННАЯ ГОШПИТАЛЬ. И никто из власть имущих не делает под этой надписью никаких приписок типа ГЛАВНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ им. Н.Н.БУРДЕНКО.
В годы правления В.Е.Шукшунова, который до недавнего времени был президентом ЮРГТУ (НПИ), на фронтоне главного корпуса этого первого на Дону высшего учебного заведения имелась лишь одна надпись – СССР. И вот Валентин Ефимыч, решив, видимо, напомнить всяк сюда входящим, что возглавляемый им ВУЗ — не абы какой, а с еще дореволюционным стажем, взял да и приказал под уже имеющейся надписью начертать еще и надпись с дореволюционной орфографией. Сказано – сделано: ретивые исполнители, не долго думая, взяли советское название ВУЗа, присобачили в его конце твердый знак и расставили точки над несколькими буквами «и». Получилось следующее: НОВОЧЕРКАССКIЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКIЙ ИНСТИТУТЪ.
И решили они, что это – хорошо! А лично нам кажется, что все это – из рук вон плохо (ни в тын ни в ворота, ни к селу ни к городу, ни богу свечка ни черту кочерга); что это – самая настоящая пачкотня (из той серии, что на заборах пишут). И заниматься этим доктору технических наук вовсе даже не с руки. Куда только смотрели руководители общества охраны памятников, «Росохранкультуры», историки гуманитарного факультета ЮРГТУ? Почему они не схватили шалуна за руку, не сказали ему, что так делать негоже?
Впрочем, с одним из штатных университетских историков одному из наших внештатных корреспондентов довелось как-то говорить на эту тему. И сказал тогда историк корреспонденту: «А я с этим не согласен!». Вот так-то: не согласен, а молчу; недоволен, а терплю… Доколе ж мы будем жить по принципу «он начальник – я дурак»?
Но вот того начальника уже нет. Уходя, он, видимо, забрал из кабинета свои личные вещи, подаренные гостями ВУЗа лично ему сувениры… А вот нелепую надпись на фронтоне главного университетского корпуса он почему-то оставил. Но зачем же ЮРГТУ (НПИ) такой «сувенир»? Ведь строительство главного корпуса этого вуза было завершено уже в советское время – в 1930 году. Какие в это время могли быть твердые знаки да точки над «и»? Следуя логике бывшего университетского президента, после аббревиатуры «СССР» тоже должен стоять твердый знак. И как это он не догадался его туда притулить? В этом случае уж точно лишних вопросов ни у кого не возникало бы.
А так вопросы возникают. И в первую очередь – у историков. На последние «Платовские чтения», например, в Новочеркасск съехались музейные работники не только из Ростовской области, но и из Подмосковья, Санкт-Петербурга, Ставрополья… Знакомясь с достопримечательностями нашего города, обратили они внимание и на фронтон ЮРГТУ. «А почему же после надписи «СССР» твердого знака не поставили?» — спросил петербуржец. – Ведь в конце слова «ИНСТИТУТЪ» он имеется…» Нашему внештатному корреспонденту пришлось сказать ему, что вопрос этот следует адресовать отнюдь не экскурсоводу, а президенту этого ВУЗа. Пользуясь случаем, мы и адресуем его теперь уже экс-президенту ЮРГТУ (НПИ) Валентину Ефимовичу Шукшунову.
В заключение поясним малопосвященным: в дореволюционный период, когда ставились точки над «и» и твердые знаки в конце слов, политехнический институт звался Донским, а не Новочеркасским, каковым он стал зваться лишь с 1948 года, когда ни точки над «и», ни твердые знаки в конце слов не ставились в РСФСР уже 30, а на Дону – 28 лет.