Сегодня: 20 апреля 5589, Четверг

«… Вам даются награды
негласно.
Рядом с нами вы.
И не с нами.
Мы
фамилий ваших
не знаем,
только вы и на это
согласны.
<…>
Вы бы даром
светло и доверчиво,—
если б дело пошло
на это,—
положили б
к ногам Человечества
все до капельки
сверхсекреты!»

Роберт Рождественский. *

Чем дальше в лес, тем больше … лауреатства! Не успели мы опубликовать в прошлом номере статью «Секретная миссия или находка для шпиона?» («ЧЛ» № 43 от 23.10.2008 г.), как к нам по электронной почте из ЮРГТУ (НПИ) снова поступили материалы. Они были призваны подтвердить, что В.Е. Шукшунов (нынешний научный руководитель вуза, а ранее его президент, а до того ректор) действительно является лауреатом Государственной премии в области науки и техники. Кроме копий уже известных нам (и описанных в газете) документов в редакцию прислали еще один: Приглашение В.Е. Шукшунову на вручение Государственных премий. Оно гласит:
«Глубокоуважаемый Валентин Ефимович! Торжественное вручение Государственных премий Российской Федерации в области науки и техники состоится 20 июня 2005 года в 15 часов 30 минут в Зале коллегии Министерства обороны Российской Федерации, улица Знаменка, 14». Подпись: «Комиссия при Президенте Российской Федерации по государственным премиям Российской Федерации в области науки и техники».
Был бы жив Константин Сергеевич Станиславский, вскричал бы он: «Не верю-ю-ю!!!».
Самое любопытное здесь – дата. В.Е. Шукшунова приглашают на вручение Государственных премий в области науки и техники 25 июня 2005 года (выделено нами — «ЧЛ»). Мы не спорим: наверное, приглашали, наверное, Валентин Ефимович действительно побывал на мероприятии в Минобороны. Но разве открытка, приглашающая первоклассника Сидорова на Кремлевскую елку, подтверждает, что он был там Дедом Морозом?
Это – первое, а вот и второе. В.Е. Шукшунов назван (газетчиками «Новочеркасских ведомостей») лауреатом Государственной премии 2003 года. Это были последние Госпремии, вручаемые по старому порядку. 21 июня 2004 года Президент подписал Указ № 785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры», и премии по итогам 2004 года и последующие уже вручались в соответствии с ним: сократили их количество, а церемонию вручения приурочили к Дню России – 12 июня. Таким образом в июне 2005 года Государственные премии вручали лауреатам по итогам 2004 года, а не 2003 года, к которому относят премию В.Е. Шукшунова.
Впрочем, можно предположить невероятное: по каким-то секретным причинам секретные Госпремии за 2003 год не вручили осенью 2004 года, а перенесли это мероприятие аж на лето 2005-го. Но тогда на каком основании Валентин Ефимович назывался лауреатом уже в ноябре 2004 года? Как к нему попало удостоверение лауреата, датированное 3-м сентября 2004 года, если диплом, удостоверение, знак и денежное вознаграждение, по Положению, вручается на специальной торжественной церемонии?
И еще один интересный момент: присланное нам Приглашение подписано: «Комиссия при Президенте Российской Федерации по государственным премиям Российской Федерации в области науки и техники». Приглашение, надо понимать, выписано где-то в мае — начале июня 2005 года. Впрочем, это не важно, хоть в январе. А дело в том, что с 1 января в числе других актов Президента утратило силу его Распоряжение от 28 февраля 1992 года № 843-рп «О комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям Российской Федерации в области науки и техники». То есть Комиссии, подписавшей Приглашение для Валентина Ефимовича, … уже полгода как не было!
Не было Комиссии – ее функции возложили на Совет при Президенте РФ по науке и высоким технологиям. Да и сами премии, вручаемые в 2005 году (за работы 2004-го) именовались не «в области науки и техники» (как значится в присланном нам Приглашении В.Е. Шукшунова), а «в области науки и технологий».
Кстати, то, что речь не идет о премиях по итогам 2004 года,подтверждает сам Валентин Ефимович своим заявлением в «Новочеркасских ведомостях». Он говорит, что лауреатами за разработку космических тренажеров, кроме него стали еще двое новочеркасцев, а всего 8 человек. Между тем, по новому Положению, «Государственная премия носит персональный характер и присуждается, как правило, одному соискателю. Если решающая роль в достижении принадлежит нескольким лицам, Государственная премия может быть присуждена коллективу соискателей, состоящему не более чем из трех человек».
Стыдно, господа политехники, доценты с кандидатами… Мы по-прежнему искренне надеемся получить достоверное подтверждение лауреатства В.Е. Шукшунова. Но присланные вами доказательства вызывают у нас еще больше сомнений. Неужели вся отечественная наука (вкупе с образованием) построена на хлипких фактах и невесомых аргументах?

P.S. А может, Валентин Ефимович – дважды лауреат: 2003-го и 2004-го года? А в тексте Приглашения его в Зал коллегии Минобороны просто наделали массу ошибок? Но тогда в дрожь бросает: цена ошибки в области обороны – это уже… (вычеркнуто нами по цензурным соображениям).
_______

* Стихотворение Роберта Рождественского «Людям, чьих фамилий я не знаю» было написано в 1960 году и посвящалось строго засекреченным атомщикам и ракетчикам.