Сегодня: 19 апреля 3230, Пятница

Никогда еще Г.Г. Мирошниченко не была так близка к тому, что в ее дом пустят газ. Оборудование опрессовано, врезка сделана, яма закопана – остается пуск. Пенсионерка микрорайона Молодежного добивалась этого 4 года, 3 года из них я помогала ей в этом. Сначала я просто написала статью в «Лавочку» и, аналогичную ей, в областную газету. Видя, что ситуация не меняется, зарылась в «газовое» законодательство. Вместе с Галиной Геннадиевной обращалась во все инстанции. Потом плюнула, взяла у нее доверенность, подала иск в суд… Наверное, это не журналистское дело. Но меня зло взяло, что простой гражданин не может пробить стену. А красная книжечка «Пресса» помогала мне входить в двери, куда обычно – только по записи. А на «здравствуйте, я из редакции» секретари соединяли с первыми лицами. И лед тронулся.
Напомним вкратце историю. В микрорайоне проложили газопровод. За деньги: области, города и членов кооператива «Потребкоопгаз». А когда позже не члены кооператива захотели подключиться к газовой трубе, «Новочеркасскгоргаз» отправил их за согласием собственника – в «Потребкоопгаз». Выходило: хочешь газа – вступай в кооператив. Народ зароптал: кооператив – дело добровольное. «Ростоблгазификация» разъяснила горгазу: если газопровод построен с участием областного бюджета, согласие кооператива не требуется. Нашла коса на камень…
Прокуратура, разобравшись, установила: газопровод ничей. Право собственности на него не оформлено – откуда тогда собственник? А Г.Г. Мирошниченко, выступавшей от имени 53-х владельцев негазифицированных домов, посоветовала обратиться в суд. К этому времени вышло постановление Правительства РФ (и аналогичное – губернатора области), утвердившее правила подключения объекта к газораспределительным сетям. Оно содержало исчерпывающий перечень документов для обращения в эксплуатирующую организацию (в нашем случае – «Новочеркасскгоргаз»). Разрешение собственника в нем не значилось. И я написала исковое заявление в суд, ссылаясь на эти постановления.

СУД
Поданное в ноябре 2006 года заявление попало к судье Д.А. Владимирову, который тут же его отфутболил. Порадовавшись этому (компетенция и порядочность служителя Фемиды вызывает у меня большие сомнения), я отправилась к председателю суда Л.И. Пономаревой. От Владимирова меня избавили (как и его от меня – по его же желанию). Заявление попало к Н.В. Варламовой. Дело было под Новый год, в суде кипела пора отчетов. Заявление дважды сходило туда-сюда, чтобы не портить суду статистику. И только в феврале Варламова приступила к его рассмотрению.
Ответчик – «Новочеркасскгоргаз» иск признал. Его юрисконсульт С.А. Голубов заявил: «Мы не имеем права требовать согласия кооператива». Администрация города (деньги городского бюджета тоже были вложены в газовую трубу) не возражала. «Потребкоопгаз» в суд не явился.
Решение вступило в законную силу. Горгаз выдал Г.Г. Мирошниченко технические условия. К концу лета 2007 года все было изготовлено, установлено, осталось только сделать врезку в газовую трубу. Вдохновленные победой Мирошниченко, исковые заявления в суд подали еще 10 жителей микрорайона Молодежный. Вот тут в кооперативе поняли: уходят денежки! И председатель «Потребкоопгаза» кинулся к своей жене.
Жена председателя кооператива С.Н. Клочкова – Л.П. Клочкова трудилась (и трудится, дай бог ей здоровья) судьей в Новочеркасском суде. Испросить у нее совета мужу не возбраняется. Но, видимо, советом здесь не ограничилось. За один день Клочкову удалось остановить работы в доме Мирошниченко.
26 июля 2007 года в суд поступило исковое заявление ПК «Потребкоопгаз» к Г.Г. Мирошниченко о восстановлении прав собственника. К нему не было приложено никаких (ни-ка-ких!) документов, требуемых Гражданским процессуальным кодексом, не уплачена госпошлина. В этот же день (!) заявление попало к судье В.Ю. Шилину, и он тут же вынес определение: в качестве обеспечительных мер наложить запрет на проведение работ по подключению дома Мирошниченко к газопроводу. В этот же день (!) определение уже было в «Новочеркасскгоргазе» — сверхрасторопность!
И работы стали. Наступала зима. Забегая вперед, скажем: из-за холода в доме зимовать Мирошниченко пришлось у соседей.
А в суде, видимо, завелись барабашки. В деле обнаружился сфальсифицированный протокол. Я написала жалобу в Квалификационную коллегию судей, но там ни барабашек, ни вины судьи Шилина, понятно, не обнаружили.
Спешно сляпанный иск «Потребкоопгаза» к Мирошниченко свою миссию выполнил – подключение остановил. А в декабре представитель кооператива адвокат Е.И. Тихонова сообщила мне: «Мы на заседания ходить не будем, нам это уже не надо». И не пришла. Суд прекратил производство по делу из-за неявки истца.
Сдав позиции на этом, уже не нужном фронте, «Потребкоопгаз» развоевался на другом. Добился отмены решения суда по иску Мирошниченко к «Новочеркасскгоргазу»: якобы он как третье лицо не был уведомлен и не знал о заседании.
Дело вернули на новое рассмотрение судье Ю.А. Кондратьевой. Юлия Александровна, чей кабинет напротив кабинета Л.П. Клочковой, в понуждении горгаза к подключению Мирошниченко отказала: мол, нарушаются интересы кооператива. Но тут кооператив … умер! 6 марта 2008 года, уже после решения суда, его ликвидировала налоговая инспекция за то, что он не сдавал отчеты и не платил налоги.
Подавая кассационную жалобу, я приложила документ налоговиков, подтверждающий ликвидацию кооператива. В суде задумались: мою жалобу не отправляли в областной суд два с лишним месяца. Потом, когда, видимо, все тонкости с облсудом были утрясены, заседание, наконец, назначили. И в Ростов 19 мая явился «мертвец»: интересы ПК представляла Е.И. Тихонова по доверенности, прекратившей действие (верьте Гражданскому кодексу!) в день ликвидации кооператива.
Как вы думаете, кто способствовал эксгумации «покойника»? 4 апреля (почти месяц после ликвидации «Потребкоопгаза»!) отзыв несуществующего ПК на мою кассационную жалобу приняла и направила мне ее копию … судья Л.П. Клочкова!
Не удивительно, что судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда не удивило явление третьего лица с «того света» и он вынес определение в его интересах. По логике этого судебного акта, мне надлежало съездить в командировку «туда» и привезти горгазу разрешение «новопреставившегося».
С «покойником» мне пришлось пободаться еще и за отмену обеспечительных мер, т.е. снять запрет на подключение дома к газовой сети. Облсуд вернул решение об отмене на новое рассмотрение, мотивируя это тем, что кооператив в судебном заседании не участвовал. Теперь, выходило, что процессуальные нарушения можно устранить, пригласив в суд юридическое лицо, давным-давно ликвидированное. Вышло, правда, иначе: к моменту возвращения дела из Ростова в Новочеркасск (видимо, оно шло пешком – два месяца) у руководства бывшего кооператива возникли проблемы с Уголовным кодексом. Запрет на подключение был снят в конце сентября, и определение об этом стало Самой Главной Бумагой, позволившей, наконец, горгазу сделать врезку и дать «добро» на пуск газа.

ПРОКУРАТУРА
Изначально она была на нашей стороне. Благодаря проверке, проведенной прокуратурой еще в 2005 году, мы получили подтверждение, что газопровод – опасный производственный объект – ничей: бесхозяйный – в формулировке Гражданского кодекса.
Не раз прокуратура выходила с представлениями в Администрацию города, призывая ее оформить право собственности на газопровод. Администрация отнекивалась, ссылаясь на невозможность разобраться с другими потенциальными собственниками.
В конце прошлого года после моей очередной статьи, где речь шла о том, что за безопасность эксплуатации газопровода Молодежного никто не отвечает, прокуратура пообещала обратиться в суд с исковым заявлением о понуждении Администрации и других юрлиц оформить права собственности. Но прошло еще полгода, пока после моего очередного визита к прокурору Н.Г. Радюкину, такое заявление было написано и подано в суд. Сейчас оно на рассмотрении.
Прокуратура помогла и в другом вопросе – в возбуждении уголовного дела в отношении руководства бывшего ПК «Потребкоопгаз». Уже после его ликвидации 6 марта 2008 года горгаз отправлял людей к нему за разрешением. Бухгалтер Н.М. Омельяненко принимала деньги как паевые взносы, выдавая квитанции, а председатель С.Н. Клочков подписывал справки, что теперь, после уплаты, кооператив не возражает.
Получив копию такой квитанции и справки, я обратилась с заявлением к начальнику Новочеркасского МРО ОРЧ (по налоговым преступлениям) при ГУВД Ростовской области В.В.Суетину. Сотрудники отдела отработали честно и быстро, передали материал следователю 2-го отдела милиции А.Г. Плешакову. Он в возбуждении уголовного дела отказал, я написала жалобу прокурору. Еще время, еще переписка… В итоге уголовное дело по статье «Мошенничество» возбуждено в отношении одной Н.М. Омельяненко, видимо, не имеющей родственников в суде и правоохранительных органах.
Впрочем, и оно тормозит: Плешаков уверял меня, что еще в сентябре его направят в суд, уже ноябрь на носу… Три или четыре года назад уголовное дело в отношении Омельяненко уже возбуждалось, но она и ее шеф отделались легким испугом, если не просто потерей времени. Ведь за спиной были такие люди!
Впрочем, уголовная сторона данной истории совсем не лишняя. Горгаз, чье руководство было опрошено по настоящему делу, резко прекратил требовать согласие кооператива. И уже не менее десяти жителей Молодежного получили техусловия на подключение газа. Среди них те, кто после Г.Г. Мирошниченко тоже обращался в суд и получил полный отказ у судьи В.Ю. Шилина, защищавшего «права и законные интересы» членов ПК «Потребкоопгаз».

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ
В период судебных разборок, осенью прошлого года мы с Г.Г. Мирошниченко поехали на прием в общественную приемную полномочного представителя Президента России в Ростове. Вопрос был один: почему не выполняется постановление Правительства РФ о правилах подключения объектов к газораспределительной сети. Наше обращение с приложением документов из полпредства переслали в областную Администрацию. С исполнителями в отделе энергетики я общалась по телефону не один раз. Они жаловались на занятость и, в общем-то, говорили, что я права. Но потом написали в ответе, что нужно согласие кооператива.
Впрочем, возможно, что наше обращение было последней каплей, заставившей коллегию Администрации Ростовской области 30 июня этого года принять решение № 34 «Об утверждении «Мероприятий по принятию в собственность бесхозяйных объектов газоснабжения, являющихся объектами недвижимости, в Ростовской области». И министр энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области С.А. Михалев, в ведомстве которого долго рассматривали наши бумаги, дает теперь интервью, заявляя: «Члены кооператива могут стать собственниками, если оформят все документы, как того требует федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». А ведь мы писали, что «Потребкоопгаз» не выполнил это условие! Эксплуатировать газовые сети, продолжает Михалев, «должны только специализированные структуры, имеющие соответствующую лицензию <…>. На настоящий момент ни один кооператив не имеет такой лицензии». И этот вопрос мы поднимали в своем обращении. «Возврат средств населению, затраченных на строительство газопроводов, действующим законодательством не предусмотрен», — категоричен министр. Но почему столько лет кооператив, не бывший собственником и организацией, эксплуатирующей газопровод, требовал и получал с населения деньги под «маркой» такого возврата?!!

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА
О ней – совсем коротко. Она денег с народа не требовала и подключить его к газовой трубе не возражала. И даже пыталась поставить на баланс бесхозяйный газопровод, внесла его в реестр муниципальной собственности.
Но вот доступ к телу чиновников – вопрос отдельный. Даже в период начала отопительного сезона, когда подключения газа (читай: подачу тепла) тормозит одна-единственная бумажка, прием в Департаменте городского хозяйства – строго по дням и часам. И Г.Г. Мирошниченко, у которой горгаз сделал врезку еще в четверг, только во вторник попадет на прием, чтобы взять справку, что яма, в которой труба, закопана. А уж потом пустят газ…

ГОРГАЗ
О нем совсем «на закуску». Здесь сейчас сменилось руководство, и если сначала мы начинали общение с техническим директором С.Н. Кочиным, то заканчиваем с его преемником на этом посту А.К. Акименко. К Анатолию Кузьмичу у меня претензий нет. Когда я принесла ему судебный акт об отмене запрета на подключение газа Г.Г. Мирошниченко, все пошло относительно быстро и организованно.
Что было раньше? Раньше, думаю, у кооператива «Потребкоопгаз» была хорошая «крыша», которая постоянно напоминала о себе горгазу. И последний был вынужден отправлять за получением согласия в кооператив, прекрасно зная, что это – незаконно. Ведь признал же юрист горгаза в суде наш иск!
Кстати, нашу правоту признало и руководство «Ростоблгазификации», привлеченной судом в качестве третьего лица по иску Мирошниченко. Руководитель этой организации О.Н. Котов и юрист Ш.И. Гафиятуллин были уверены, что иск мы выиграем, потому что оснований отказа – никаких. Видимо, «крыша» до Ростова не дотянулась.

«ЧАСТНАЯ ЛАВОЧКА»
Сейчас мы ждем и надеемся, что на днях у Галины Геннадиевны в доме станет тепло. И мы нескромно напрашиваемся на первые пироги, спеченные с помощью «голубого топлива».
И у соседей ее появится газ, которого они, несколько лет живя у газовой трубы, в своих домах не видели. Потому что у вентиля сидел некто, качающий из этой трубы деньги. А над ним простиралась бескрайняя «крыша», и мы скоро узнаем: может, она по-прежнему есть?