Сегодня:

Мой «черный сентябрь» окончился с окончанием отпуска моего товарища. Теперь на работу езжу в его машине. Я не «халявщик», в долгу не остаюсь, но дело не в этом. Весь этот сентябрь очень остро чувствовал я проблему городского транспорта. Нынешней городской власти удалось совместить такое, что ни в одной цивилизованной стране совместить невозможно: призрачность трамвайного сообщения и давку в автобусах времен развитого социализма с ценами на билеты, сформировавшимися в эпоху отстранения от власти демократов первой волны.
Не могу согласиться с теми, кто утверждает что у России совершенно особый путь развития. В пиковые часы пробки на автодорогах Хотунка или проспекта Баклановского такие же, как где-нибудь в Калифорнии. Хорошо бы еще один мост через Тузлов построить, а к нему современную автостраду подвести, а в Хотунке — транспортную развязку с эстакадами! Челобитную Президенту написать всем городом, чтобы средства выделил! Только нельзя забывать, что в стране, где города своих средств не имеют, а получают их из столицы, расположенной за тысячу, две, три и более километров, количество челобитных исчисляется тоннами, надежда на успех такой челобитной сродни надежде на выигрыш в лотерею. Умные, кстати, никогда не играют по-крупному в азартные игры с властями поднимающейся с колен великой державы, озабоченной ростом своего международного престижа. Но если хочется жить по-человечески своей, а не правительственной жизнью, не в столице или на международной арене, а в родном Новочеркасске?
Есть у нас в городе трамвай. Транспорт медленный, но город не настолько большой, чтобы это привело к значительной потере времени. Проблема в ожидании и цене. Если нужный маршрут приходится ожидать 40-50 минут, то такой вид транспорта нельзя назвать городским. Фикцией можно. Если при поездке на работу — с работы в трамвае пассажир затрачивает те же средства, что и при поездке личным транспортом, то зачем ему этот самый трамвай? Если из экологических соображений, то ситуация будет выглядеть как с призывом в Российскую армию: большинство хочет видеть ее большой, но при этом чтобы служили в ней дети соседей.
Особенно провальное положение на маршрутах №1 и №3 с 6 до 7 часов утра и с 18 до 20 часов во второй половине дня. Возможности пользоваться трамваем лишается сменный персонал предприятий с непрерывным технологическим циклом и утром и вечером, а в вечернее время — значительное количество служащих, то есть те категории населения, для которых даже нынешний разрыв цены проезда в трамвае по сравнению с автобусом сумма заметная. Ситуация объясняется тем, что за последние четверть века на предприятиях с непрерывным технологическим циклом широко внедрился двенадцатичасовой график работы сменного персонала. В последние лет пятнадцать в связи с ростом занятости в сфере услуг и малом бизнесе появилось много работников, чей рабочий день заканчивается в 18-19 часов вечера. Трамвай же продолжал работать по графикам, разработанным в середине прошлого века, и не реагировал ни на изменения в графике работы людей, ни на появление вагонов новой конструкции, более удобных в управлении.
В этом году в нашем городе начали работать автобусы частной компании. Их движение не напоминает похоронную процессию, как движение муниципального транспорта. Это сразу привлекло пассажиров, выбравших принцип: «В тесноте, да не в обиде». Трамвай на этот вызов ответил сокращением количества вагонов на линиях. По указанным выше причинам многие потенциальные пассажиры не воспринимали его всерьез. Теперь же трамвай можно сравнить с таким видом общественного транспорта, как корабль «Летучий Голландец». Корабль этот кое-кто даже видел, но вот с пассажирами, живущими в этом мире — проблема.
Трамвайчики бегают по улицам Канзас-сити и Стамбула, Женевы и Вены, Лиссабона и Праги. В Германии, пересаживаясь с трамвая одного маршрута на другой, можно проехать всю Рурскую область. Большинство названных городов — это старые европейские города с узкими улицами. Это благополучные города, подавляющее большинство населения которых достаточно обеспечено, чтобы пользоваться личным транспортом. Но вот надо же: берегут трамвай! Может потому и благополучные, что берегут? Берегут выплатой дотаций и контролем их расходования.
Может поэтому и личный транспорт им по карману, что пользуются им при необходимости, а не как средством престижа? Личный транспорт становится объектом престижа там, где пользование общественным поставлено так, что вызывает у пользователя чувство унижения, как у нас в городе.
По большому счету нормально функционирующий трамвай выгоден большинству горожан. Он выгоден тем, кому удобнее пользоваться автобусом — не так тесно. Заядлым автомобилистам тоже хорошо — уменьшатся пробки и уйдет с дорог часть «чайников». Трамвай выгоден пешеходам — выхлопов нет. Правда это должен быть трамвай нормально функционирующий, а не постоянно ломающийся и ужасно шумный. Эти проблемы в свое время были успешно решены не только в городах развитых стран, с населением, заботящимся о спокойном отдыхе, но и в российском Пятигорске. Почему они не решаются в Новочеркасске — городе электровозостроителей и ученых-электромехаников — историческая загадка нашего города.
Объективно трамвай не выгоден только торговцам автомобильным горючим. Фактически же похоже, что и городской власти — как исполнительной, так и законодательной. Почему не знаю, да и знать не хочу. Знаю, что мне, да вероятно и не мне одному такая власть не нужна, а единственный способ на нее воздействовать — выборы. Всякие домыслы об их предрешенности или сплошной фальсификации — ахинея, выгодная нынешней власти. Тех, кто больше всего любит властвовать и борется за власть любой ценой, достаточно во всех странах и среди всех народов. Не все у них получается только там, где население по-настоящему уважает себя и демократию, а также умеет этой демократией пользоваться. Подтверждение моей правоты — трамваи на улицах благополучных городов демократических стран. В муниципалитеты этих городов очень часто избирают представителей партий не представленных в национальных парламентах или коммунистов. Как бы заманить иностранных коммунистов в городскую Думу Новочеркасска!?
Если же отставить шутки в сторону, то следует помнить, что:
— нормальное функционирование городского транспорта — одно из важнейших условий нормальной жизни горожан;
— электротранспорт экологически самый чистый и потенциально самый дешевый вид транспорта;
— муниципальный парламент — городская Дума утверждает транспортную тарифную политику и расходную часть городского бюджета;
— для нормализации работы трамвая нужно не так уж много средств;
— депутаты-представители партий, не представленных в Государственной Думе, скорее будут проводить политику, выгодную горожанам, чем подчиненные вертикали представители партии власти или системной оппозиции, действующей по принципу: «Чем хуже, тем лучше»»;
— мы не умнее, но и не дурнее турок;
— ближайшие выборы, это выборы в городскую Думу.