Сегодня:

Разменяв второе столетие своей истории, старейший городской вуз ЮРГТУ(НПИ) продолжает динамично развиваться, искать новые современные подходы в своей научной и образовательной деятельности. О новых подходах в образовании рассказывает проректор вуза по образовательной деятельности Александр Ткачев:
«Обучение, которое студенты получают в вузе, сейчас уже не может рассматриваться в отрыве от всех других форм образовательной деятельности, то есть довузовского, среднего специального, дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров. Для достижения эффективного результата в современных условиях требуется интеграция всех видов и форм образовательной деятельности. Это стало принципом организации работы нашего вуза. Какие новации можно здесь отметить?
Первое – это система адаптивного довузовского обучения, ориентированная на повышение уровня подготовки выпускников школ и организацию работы с одаренными детьми. Не секрет, что качество общего образования в школах в последние годы резко падает. Поскольку выпускники школ приходят к нам слабо подготовленными, мы лишаемся возможности сделать из них хороших специалистов. Поэтому в ЮРГТУ(НПИ) существует система довузовской подготовки студентов, где обучается около 2 тысяч школьников. В течение 1-2 лет они занимаются дополнительно со своими учителями, но по нашим программам, с использованием дистанционных технологий. Это позволяет качественно поднять уровень их подготовки по двум базовым предметам: физике и математике. Кроме того, у нас есть в университете и филиалах специализированные двухгодичные школы и отдельная школа для одаренных детей. С помощью этого нам удается в последние годы избегать падения входного уровня подготовки.
Другое важное направление – реализация непрерывного многоуровневого образования. Что это такое? Давно практикуется так называемое сокращенное обучение, когда выпускники колледжа могут прийти в вуз и учиться там три года вместо пяти. Но когда программы колледжа и вуза оторваны друг от друга, плавного перехода не получается, новым студентам не хватает знаний. Поэтому мы подготовили специальную технологию, использующую дистанционное обучение, заключили договоры с колледжами, организовали совместную подготовку с элементами вузовского курса. Студенты, которые проходят через эту систему, легко вписываются в учебный процесс вуза.
Следующим серьезным достижением является то, что с этого семестра мы переходим на сетевую технологию дистанционного обучения по заочной форме. Такая форма используется не первый день, но только для гуманитарных вузов. Комплексное методическое обеспечение для технических специальностей разработано нами впервые. Студент может дистанционно сдать репетиционные экзамены и приехать сюда, чтобы просто подтвердить результаты. Ведь интернет не позволяет определить, кто находится на другом конце линии связи.
Сейчас мы завершаем внедрение в опытную эксплуатацию информационной автоматизированной системы управления образовательной деятельностью вуза. Со следующего семестра мы в основном переходим на электронный документооборот. Это разработка наших партнеров из СевКавГТУ, которую мы совместно адаптировали к такой сложной, многоуровневой системе, как наш университет. Внедрение системы позволяет увеличить эффективность управления и снизить трудозатраты.
Еще один интересный элемент системы образования ЮРГТУ – организация корпоративной подготовки специалистов совместно с предприятиями-партнерами. Любому техническому вузу не под силу догнать ведущие промышленные предприятия по уровню материальной базы. А предприятия в этом смысле оснащены лучше. Решение мы нашли простое: предлагаем нашим партнерам напрямую участвовать в подготовке специалистов. Участвовать и кадрами во время практики, участвовать материально, оборудуя на нашей базе специализированные лаборатории. Уже создана многопрофильная корпоративная кафедра на базе ООО «ПК «НЭВЗ». На базе их учебного центра мы развернули несколько лабораторий. Средства дает НЭВЗ, а наши студенты 1-2 дня будут учиться на этом оборудовании. Мы приближаем студентов непосредственно к рабочему месту, используем современную материальную базу, хоть она находится и за пределами вуза. А предприятию выгодно работать напрямую со студентами, заранее оценивая их возможности и личностные качества. Практически исчезает текучесть кадров. Предприятиям экономически выгодно идти по этому пути. Сейчас ведется работа по созданию подобных кафедр с ОАО «Каменскхимволокно», Новочеркасской ГРЭС и т.д.
У нас разработано более 50 программ дополнительного профессионального образования, ежегодно на базе ЮРГТУ проходят повышение квалификации и переподготовку более 2000 сотрудников предприятий, учителей и преподавателей.
Разумеется, не могу не отметить открытие в сентябре 2008 года уникального Центра наукоемких образовательных технологий в новом учебно-библиотечном корпусе. С его вводом в строй совершенно изменился привычный облик лекционной аудитории с классическими мелом и доской. Все программное обеспечение нового центра разработано специалистами Центра тренажеростроения с использованием «космических» технологий. Произошел синтез передового края науки и сферы образования. Сейчас запущено две новых аудитории, а всего их будет пять. При графике пять пар в день в них ежедневно смогут работать свыше полутора тысяч студентов. Кроме того, мы собираемся оборудовать по такому стандарту еще несколько крупных аудиторий. С моей точки зрения, важна даже не сама по себе современная компьютерно-мультимедийная начинка аудиторий и лабораторий, а важно то, что на базе этой техники мы создаем принципиально новые условия обучения студентам и условия труда преподавателю. Преподаватель теперь становится личностью творческой, он сосредоточен на том, как подать материал, чтобы улучшить его усвоение, заставить студентов самостоятельно работать. Я всегда считал, что основной резерв повышения качества образования в том, чтобы заставить студентов учиться систематически, организовать постоянный контроль и тестирование результатов. А если увязать результаты этого текущего тестирования с итоговой оценкой, само понятие экзаменационной сессии может вообще уйти в прошлое».