Сегодня:

«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».
Пабло Пикассо

Одна из заповедей Моисеевых на церковнославянском взывает: «Не сотвори себе кумира». В данном случае кумир — это некий идол (или его изображение), коему бездумно поклоняешься и беспрекословно подчиняешься. Я же обобщу под глаголом «поклоняться» все рвения быть на кого-либо похожим, кумиром буду именовать пример для подражания, а объект слепого восхищения обзову идолом. После чего попробую разобраться в том, есть ли кумиры сейчас, рассмотрев при этом несколько сторон понятия, а также положительные и отрицательные следствия явления.
Когда-то маяком для молодого поколения становились отцы и деды, потом родина, партия, комсомол. Позже, кстати, не без участия средств массовой информации, осведомленность, а с этим и круг интересов начал расти – кумиров оказалось гораздо больше, идеализировать можно стало любого. От нахлынувшей «переосвещенности», сопровождаемой проявляющимися пробелами в воспитании, ряды идолов ширились. А вот примеры для подражания популярность, наоборот, теряли.
Лично моими кумирами в детстве была целая четверка известных артистов: Леонтьев, Пугачева, Ротару и Боярский, но лучшего из них я выбрать так и не смогла. Зато любила петь их песни, а еще любила рисовать и долго не понимала, отчего меня вдруг потянуло к написанию. И лишь совсем недавно я, кажется, разгадала эту непонятность. Просто в момент работы над статьей я увлекаюсь еще и тем, о чем расспрашиваю, разведываю и пишу, поэтому любое дело мне «подвластно». Уж насколько «виновны» в том, чем я сейчас занимаюсь, мои кумиры, остается только гадать, причем вряд ли ответ будет достаточно четким.
Гораздо более полезно выяснять, кто же владеет сознаниями и умами ребят сегодня? Наносит ли вред сложившаяся ситуация или, напротив, в чем-то способствует? И что опаснее: создать себе кумира или идти по жизни без интересов и стимула в лице примера для подражания?
— Я сама себе кумир, — смело ответила девочка, присевшая на ступеньку возле театра. В своем не великом возрасте (ей на вид лет 12) она уже приняла решение:
— После школы поеду в Москву, поступлю в «театральный» и стану актрисой.
— А вот на кого потенциальная звезда мечтает походить, она для себя так и не открыла. Зато уже идущая к цели студентка театрального курса, потрудившаяся на репетициях и запыхавшаяся на хореографии, гораздо четче знает, кто такие кумиры:
— Кумиры у меня есть, они совсем рядом, в нашем театре. Когда они работают, я просто взгляда оторвать не могу, конечно же, подражаю, непременно, стремлюсь быть похожей.
Неужели выходит, что чем младше человек, тем меньше у него кумиров? Ведь как раз в раннем детстве должна развиваться личность. Именно в тот момент, пока суждения окончательно не укрепились, представления не полностью сложились, казалось бы, так нужен пример, которому хочется подражать.
Чтобы не пичкать публикацию исключительно своим мнением, я поговорила о кумирах и поклонниках с социальным педагогом, психологом «Центра эстетического воспитания детей» Галиной Валерьевной Кондрат.
— Кумиров стало меньше или мне это только кажется? И стоит ли менять ситуацию? – поинтересовалась я у Галины Валерьевны.
Явно небезучастная к этой теме она растолковала так:
— Мне нередко случается разбираться в семьях, где дети не имеют идеального образа внутри себя. А собственно, откуда взяться этому образу, если взрослые не помогают его формировать. Не хватает воспитания ни в семье, ни в школе. Зарабатывая деньги, некоторые родители не участвуют в создании внутреннего мира ребенка, надолго забывают о его интересах, а спохватываются порой только когда получают готовый результат.
В сознаниях детей живут дешевые кумиры шоу-бизнеса, о них и разузнать легко, только жми на кнопки, читай журналы. А пока дети еще восприимчивы, на их мнение нужно влиять, рассказывая больше хорошего о хороших людях, чтобы было чем гордиться, чтоб возникло желание воспитывать в себе схожие качества. У Моцарта был учитель, глядя на которого он стремился вперед. Возможно благодаря образцу для подражания, Моцарт смог добиться результатов.
— Значит, кумиров бояться не следует?
— В этом вопросе не все однозначно. Положительные черты характера кумира и его полезные достижения сказывается на личностном росте исключительно позитивно. Но здесь существует грань, которую переходить не следует: когда человек подражает, он осознает, что его личность многогранна, и несет ответственность сам за себя. Как только подражание переключается на фанатизм, личность разрушается, уходит самостоятельность, и ответственность поклонник возлагает на идола. Искусственно-идеальный образ обязательно будет развенчан, итогом станет психологическая травма, причем огромная настолько, насколько высоко был вознесен кумир.
— Движения массового кумирства существовали и раньше, например, были «хиппи» и «панки». Реагировать ли родителям, если сынок или дочка влились в какое-либо популярное течения?
— Случаи, когда ребенок объявляет себя «готом», «пинком» или «эмо» — не всегда опасны. Подобными действиями иногда выказывается подростковая потребность в протесте и в самовыражении. Наблюдать за подобными проявлениями детей, конечно нужно, советовать – можно, а вот запрещать что-то повремените, иначе имеете вероятность натолкнуться на очередной протест, что еще больше отдалит подростка от возвращения в привычное для вас состояние.
После разговора со специалистом еще отчетливее вырисовались две аксиомы: во-первых, кумир кумиру рознь, а во-вторых, каждый выбирает сам, с кем быть рядом и кем восхищаться. Одним нужна тишина, луна и ночь, другим приятнее яркий свет и шумная компания.
— Кумира… у меня нет, — практически не задумываясь, отвечают некоторые, но они, вероятно, скрытничают, в противном же случае, обречены влачить безынтересное существование, даже этого не заметив. А те, у кого кумиры — они сами, что ждет их? Вряд ли они способны владеть большой армии поклонников.
Кое-кто еще называет эталоном старшего брата, отца или маму, но немногие вспоминают о книжных персонажах, талантливых известных людях, исторических личностях. Зато все чаще и чаще кумиром становится некто, возведенный в ранг идола средством самой массовой информации (т.е. ТВ). А значит множество зомбированных Букиными маленьких (и не очень) «букинят» ходят в школу и не желают учиться, а полчища исхудавших «моделей» выискивают новый способ, чтобы похудеть. Еще одна группа идолов, овладевающих сознаниями – стандартные персонажи компьютерных игр: монстры и беспрерывно стреляющие супергерои. В каком направлении уводит такая страсть, иногда передают в ужасающих сводках новостей.
Молодежь разучилась любить, как Мастер и Маргарита, дружить, как три мушкетера, побеждать, как маршал Георгий Жуков. Мало кто хочет стать дядей Степой-милиционером или няней Мери Поппинс. И добрый доктор Айболит уже никого не вдохновляет. Многие далеки от идеала именно потому, что нигде не посоветуют его найти. От этого все чаще дети будут вырастать в инфантильных взрослых. И чем дольше они будут упиваться мнимой безмятежностью, воспринимая бездействие за данность, тем дальше окажутся от новых открытий и изобретений. Конечно, обвинять никого не нужно, виноватых всегда нет, да и не все еще потеряно. Только важно осознать, что фанатеть от идола получится и без затрат для ума, а для полезного подражания требуется глубоко постигнуть объект.
Так что, мудрые взрослые, от вас жду понимания. А я заканчиваю этот психологический экскурс напоминанием: учите детей анализировать, делать выбор и нести за совершенные поступки ответственность. Вселяйте молодежи веру в разумное, доброе, вечное. Не скрывайте и плохое, но как раз на это им всегда есть где посмотреть.