Сегодня: 19 апреля 3529, Пятница

Куплена форма, новая сумка, сложены в нее учебники и тетради, но … желание ребенка идти в школу закончилось 1 сентября. Праздник знаний прошел, а будни ваш отпрыск не приемлет! Но делать же что-то надо?
Давайте определим «размер беды».

1. НАЧНЕМ С МАЛОГО: маленькие дети – маленькие проблемы. То есть пока большой проблемы нет, кроме банального «не хочу» и желания прикинуться больным, чтобы доспать.
Понаблюдайте за своим ребенком, чем вызвано его беспокойство, установите источник «нехотения». Существует несколько причин такого поведения: это может быть фобия школы (страх идти в школу), страх, вызванный расставанием с родителями, с домом или агорафобия (страх толпы и публичных мест).
Если это первая причина, проследите за ребенком, чтобы установить, не обижает ли кто его по пути в школу. Расспросите об этом его друзей, старших ребят. Поговорите с преподавателями: не пристает ли к вашему ребенку кто-нибудь из учеников, может быть, ваш малыш кого-то стесняется или боится. А может его за что-то дразнят? Во всех этих случаях требуется устранить причину, то есть дать ребенку понять, что вы знаете его проблему, показать, что можете ее решить, и решите ее вместе с ним. Тем самым вы защитите малыша и дадите ему уверенность в себе и в том, что с такими родителями, как у него, с ним ничего не случится.
Но бывает, что ребенок не хочет идти в школу, ссылаясь на плохое самочувствие. Чаще всего – «голова болит». И если температуру можно померить, а в горло заглянуть, то как проверить «больную голову»?
Вначале надо настоять, чтобы он пошел в школу, если нет очевидных признаков, что ребенок плохо себя чувствует таких, как температура, диарея, рвота и т.д. Скорее всего он симулирует болезнь. Можно сказать, что взрослые люди тоже иногда ходят на работу, даже если плохо себя чувствуют.
Можно выбрать другой путь — подыграть ребенку. Уложить в постель, притушить свет, выключить телевизор. Больным нельзя пользоваться компьютером, мобильником! К нему не должны приходить друзья – он может их заразить! Занимайтесь своими делами и не обращайте на «больного» никого внимания. Будьте уверены, что ребенку надоест такая «игра».
Можно простимулировать ребенка: установите некоторое вознаграждение за поход в школу.
Главное, всегда, придерживайтесь своей тактики, не отступайте, настаивайте на своем, но делайте это спокойно, не кричите. Дайте ребенку знать, что вы ждете его из школы. Никогда не воюйте с детьми, иначе потеряете их доверие. Такое уверенное ваше поведение возьмет верх над ребенком, и он пойдет учиться.

2. Но что делать, если вы понимаете, что ДЕЛО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗАШЛО ДАЛЕКО: ребенку буквально плохо от школы, он подавлен, зажат, практически болен? И сын ваш или дочка уже не маленькие, подростки, а значит и проблемы их уже «подросли».
Оставьте ребенка дома, предложите ему это сами. (Раз вы это предложили, он убедится, что вы его понимаете, жалеете). Пусть он знает, что у него есть возможность пропустить занятия: взрослые же тоже иногда отпрашиваются от начальства.
Не давите на ребенка: «Ты отстанешь от одноклассников, не поймешь материал!» Наоборот, успокойте его тем, что вы поможете разобраться с задачами и параграфами. Да и его друзья помогут.
В некоторых школах России уже ввели каникулы каждую пятую неделю. Возьмите себе на заметку. Пропущенные три-пять дней двоечником вашего сына или дочку не сделают. Устраивайте ему такие небольшие каникулы. Лучше если вы будете знать, что он дома, чем если он уйдет в школу с портфелем, но не дойдет до нее, отправившись совсем в другое место. При таких разрешенных «каникулах» организм ребенка будет рассчитывать свои силы. Особенно это важно во второй, третьей четверти: когда световой день короткий. И когда усталость накапливается быстрее, чем в другое время года.
Если это действительно нужно, можно взять в детской поликлинике справку о щадящем режиме для вашего ребенка. Такая справка даёт право официально пропускать один учебный день в неделю. Справка может содержать любой диагноз, наверняка у вашего чада окажется «нарушение осанки» и еще что-то не страшное, но дающее право на «пощаду» от занятий. Но ребенок должен знать, что пропущенный им день – это не день «ничегонеделания»: он может заняться любимым предметом, подготовиться к контрольной работе (вместо отсидки на труде или музыке), прочитать хорошую книгу. Обязательно поговорите с учителем, когда будете отдавать ему справку, чтобы ему в голову не пришло называть этого ученика при всех лентяем, прогульщиком и симулянтом.

3. Ситуация бывает тяжелой — РЕБЕНОК КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ИДТИ В ШКОЛУ. Что делать в этом случае? Для этих случаев предусмотрены семейное образование и экстернат.
Вы можете перевести его на семейное обучение, то есть учить ребенка дома самостоятельно. Как это организовать? Вы пишете в своей школе заявление на имя директора. Причин отказать вам – нет. А есть документы — Приказ Министерства образования РФ от 27 июня 1994 года №225, утвердивший Примерное положение о получении образования в семье, и Приказ Министерства образования РФ от 23 июня 2000г. №19884, утвердивший Положение о получении общего образования в форме экстерната. Познакомим вас с этими Положениями (в сокращении).

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЬЕ

2.1. Право дать ребенку образование в семье предоставляется всем родителям (лицам, их заменяющим).
2.2. Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего.
Обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (лиц, их заменяющих) продолжить образование в общеобразовательном учреждении.
2.3. Отношения между общеобразовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) по организации семейного образования регулируются договором, который не может ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством.
2.4. Для осуществления семейного образования родители (лица, их заменяющие) могут:
— пригласить преподавателя самостоятельно;
— обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение;
— обучать самостоятельно.
2.5. Общеобразовательное учреждение осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с указанием выбора семейной формы получения образования.
2.6. Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором:
— предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;
— обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
— осуществляет промежуточную и итоговую аттестации обучающегося.
3.4. Освоение обучающимся общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией.
3.6. Выпускникам 9 и 11 (12) классов, прошедшим итоговую аттестацию, общеобразовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает документ государственного образца о соответствующем образовании.
4.1. Родителям (лицам, их заменяющим), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном общеобразовательном учреждении…

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА

1.2. Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Экстерн — лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
1.6. Получение общего образования в форме экстерната не ограничивается возрастом.
2.1. Зачисление в общеобразовательное учреждение в качестве экстерна совершеннолетних граждан производится по их личному заявлению, несовершеннолетних — по заявлению родителей (законных представителей).
2.5. Экстерн имеет право:
— получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);
— брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;
— посещать лабораторные и практические занятия;
— принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.
3.1. Порядок, форма и сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются общеобразовательным учреждением и отражаются в его уставе.
3.2. Государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
3.7. По окончании учебного года или при отчислении из общеобразовательного учреждения экстерну выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме.
3.8. Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об основном общем или среднем (полном) общем образовании.

Понятно, что у родителей относительно таких форм обучения возникает немало сомнений. Вот некоторые из них:
«Ребёнок пропустит занятия, отстанет от одноклассников!»
Не надо трагедий! Пропущенные занятия можно восполнить. Но как восполнить утерянное здоровье ребёнка и взаимопонимание между вами? А для получения знаний есть учебники, обучающие диски, Интернет и др.
«Мы сами не сможем обучить ребёнка!»
Ничего суперсложного в материалах начальной школы нет. Если с нее начать, то можно добраться до средней. А в старших классах, как правило, дети начинают заниматься самостоятельно. Причем ориентируются они уже не на текущую оценку, а на получаемые знания. У ребят появляются навыки самоорганизации процесса учебы, самоконтроля, что очень пригодится потом в вузе. А взрослым остается подсказывать и направлять.
«Ребёнок лишен общения с друзьями!»
Но почему же? Он не будет жить изолированно, если вы того не захотите или он сам не предпочтет одиночество. Ведь он сможет ходить в кружки и спортивные секции, гулять, играть с друзьями. Да и учится он дома, а зачеты сдает в школе. Главное, научите ребенка общаться, дружить, уважать свое окружение.
«У меня нет времени на занятия с ребенком!»
Ну уж тут извините: придется найти! Ведь это ваш сын или дочка и вы за него в ответе. И вообще этот аргумент убедителен до того момента, когда проблемы здоровья ребенка или его школьные дела станут самым важным вопросом в жизни вашей семьи.
Школа – это, конечно, прекрасно. Это нужно, полезно, все там учились… Но школа — это, в конце концов, форма, и если она узка, тесна и травмирует вашего ребенка, найдите для него иной путь к знаниям.

Виктория Борисенко.

***
И смех, и слезы

УЧИТЕЛЬСКИЕ ПЕРЛЫ

* Я пошла в туалет, сидите тихо, дверь открыта, я все слышу.
* Почему я должна на вас, как милиционер, лаять? У меня еще хвост не вырос!
* Девушка в заду, пересядьте ко мне на переднее место.
* Я не могу, когда на меня смотрят 25 глаз!
* Если не выучишься, будешь всю жизнь, как собака, на метро ездить.
* Все в ваших интересах: чем быстрее уберете класс, тем быстрее пойдете мыть коридор.
* Покажите мне ручкой, чтобы я глазами не рылась.
* В десятом классе стыдно в туалет ходить.
* Прекратите разговаривать! Ти-хо! О господи! Пулемет бы мне на стол!
* А сейчас открываем половые органы и внимательно их изучаем!
* Три дня в школу не ходил, а уже в туалет захотел.
*Девочки, не пытайтесь надевать короткие юбки на урок географии — учитель все равно женат.
* Юноши могут падать на грудь, а девушкам — из-за особых очертаний лучше бочком.
* Итак, мои юные партизаны, начинаю допрос по прошлой теме.
* Хватит болтать, а то весь класс пересажу на первую парту.
* Юра, где твоя рука? Галя, где твое колено?!
* Ты в туалет? Помочи заодно и тряпку.
* Дима! Открой окна и гони из класса всех, чтобы воздух не портили.
* Вы меня усвоили?
* Микробы попадают в наш организм с руками.
* Ну что ты мыслью по доске растекаешься…
* Сменная обувь — это ваше лицо!
* Я — ваша советь, и я не дремлю!