Сегодня: 19 апреля 2516, Воскресенье

Экскурс в историю

(Окончание. Начало в «ЧЛ» № 37 от 11.09.2008 г.)

«Порядочный человек берет взятку в одном-единственном случае – когда предоставляется случай».
Габриэль Лауб.

На протяжении всего царствования династии Романовых коррупция являлась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу Российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве «агента влияния») — 12 тысяч рублей.
В Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что последний не раз наказывался (и даже был просто бит) царем.
В предреволюционный период всем известен Григорий Распутин. Но кроме него стоит упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.
Приход к власти большевиков в октябре 1917 года не устранил коррупцию как явление. Она расцвета новым цветом, и с ней очередные правители кинулись бороться. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР «О взяточничестве» от 8 мая 1918 года предусматривалась уголовная ответственность за взяточничество — лишение свободы на срок не менее 5 лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок. В дальнейшем ответственность за взяточничество устанавливалась Уголовным кодексом РСФСР 1922, 1926, 1960 годов. В этих законах регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки.
История борьбы советской власти с коррупцией имеет свою специфику.
Во-первых, коррупция и как понятие, и как явление в официальных нормативных документах и практической деятельности не признавалась (тут так и просится аналогия: «Секса в СССР нету!»). Вместо этого определения использовались термины: «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство» и др.
Во-вторых, причины возникновения этого явления связывались с условиями, присущими буржуазному обществу – так сказать, издержки прошлого. Так, например, в закрытом письме ЦК КПСС «Об усилении борьбы со взяточничеством и разворовыванием народного добра» от 29 марта 1962 года говорилось, что взяточничество — это «социальное явление, порожденное условиями эксплуататорского общества». Утверждалось, что октябрьская революция ликвидировала коренные причины взяточничества, а «советский административно-управленческий аппарат — это аппарат нового типа». В качестве причин коррупционных проявлений перечислялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь, в области воспитания трудящихся.
В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и Комитета партийного контроля при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 года, указано, что в 1980 году выявлено более 6 тысяч случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 году. Рассказывается о появлении организованных групп (пример — более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах.
В записке перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций. В качестве причин указываются серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе — и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень — горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять по поднимаемому вопросу постановление ЦК партии.
В-третьих, лицемерие власти, способствовавшее росту коррупции, проявилось в том, что практически неприкосновенными были высшие советские партийные сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова. Когда за взятки и злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято.
В-четвертых, с коррупцией в государственном аппарате боролись исключительно представители этого аппарата. И что же? Боровшиеся были не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынках коррупционных услуг.
Весь послевоенный период, во времена перестройки и после нее рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины. Он сопровождался следующими процессами: уменьшением централизованного контроля, далее — распадом идеологических скреп, экономической стагнацией, а затем и падением уровня развития экономики, и, наконец, крахом СССР и появлением новой страны — России, которая на первых порах лишь номинально могла считаться государством. Постепенно централизованно организованная коррупция государства сменилась «федеративным» устройством из множества коррумпированных систем.
Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, можно назвать:
— стремительный переход к экономической системе, не подкрепленной необходимой правовой базой и правовой культурой;
— отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;
— распад партийной системы контроля.
Коррупция не имеет национальных корней – это интернациональная проблема. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.
В 1994 году Швейцария, которая гордилась неподкупностью своих государственных служащих, была потрясена грандиозным скандалом вокруг чиновника из кантона Цюрих — ревизора ресторанов и баров. Ему инкриминировались взятки на сумму почти в 2 млн. долларов. Сразу вслед за этим было начато расследование против 5 ревизоров-взяточников из состава правительства Швейцарии, покровительствовавших отдельным фирмам при организации государственных поставок. Затем разразилось еще два скандала.
Многочисленные случаи коррупции в Италии, затронувшие самые высокие политические круги, привели к тому, что более 700 бизнесменов и политических деятелей предстали перед судами в результате начавшихся в 1992 году расследований в Милане.
В сентябре 1996 года в Берлине прошла специальная конференция по борьбе с коррупцией. По представленным там материалам во многих крупных городах ФРГ прокуратуры занялись расследованием тысяч случаев коррупции: во Франкфурте-на-Майне более 1000, в Мюнхене около 600, в Гамбурге около 400, в Берлине около 200. В 1995 году было официально зарегистрировано почти три тысячи случаев взяточничества. В 1994 году перед судом оказались почти 1500 человек, а в 1995 — более 2000 человек, причем эксперты считают эти данные лишь вершиной айсберга. В коррупцию были вовлечены ведомства по проверке иностранных беженцев, пункты регистрации новых автомобилей и многие другие учреждения. Так, за наличные деньги можно незаконно «купить» право на открытие ресторана или казино, водительские удостоверения, лицензии на отбуксировку неверно припаркованных автомобилей. Наиболее сильно коррупцией оказалась заражена строительная индустрия.
В одном из своих бюллетеней международная общественная организация «Трансперенси Интернешнл» (ТИ), цель которой — оказание сопротивления коррупции на международном и национальном уровнях и в бизнесе, утверждала: «Она (коррупция) стала ведущим явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальным и гуманитарным сферам». Исследование, проведенное национальными филиалами ТИ в 1995 году, показало, что «коррупция в государственном секторе принимает одинаковые формы и воздействует на те же сферы независимо от того, происходит ли это в развитой или развивающейся стране».
Можно смело утверждать, что коррупция расцвела пышным цветом в конце прошлого века и успешно въехала в 21-е столетие. Но об этом — уже в другой нашей статье.