Сегодня:

Семья… Во всём мире наблюдается кардинальное изменение отношения к семейному вопросу. Специфика современной российской семьи определяется прежде всего отношением государства к ней. Политика государства за последние сто лет существенно повлияла на внутрисемейные отношения и наложила свой отпечаток на полоролевое воспитание. Доминирующий патриархальный образец семьи, где мальчиков готовили к роли главы семьи, а девочек к роли хозяйки дома и роли матери, как нельзя лучше отражён фразой: «Мир женщины – дом, дом мужчины – мир».
В постреволюционный период партия и государство активно пытались контролировать частную семейную жизнь. Продвигались идеи «новой женщины» и «нового мужчины». Результатом стало разрушение традиционной семейной системы, был ослаблен тот самый «маленький мирок», где рождаются, воспитываются, организуют свой быт, общаются, влюбляются, болеют, стареют и умирают люди. С одной стороны, женщины получили некоторые социальные права и свободы (и это плюс), с другой стороны, была ослаблена репродуктивная функция семьи, о чём свидетельствует резкое сокращение количества детей в российских семьях. Индустриализация и коллективизация, пятилетки и «строительство светлого будущего», Великая Отечественная война, послевоенные «перестройки», вооруженные конфликты и т.д. — всё это привело к долговременному демографическому кризису, который проявился уже в начале пятидесятых годов прошлого века и усугубился к концу девяностых.
Политические и экономические реформы перестроечного периода привели к индивидуализации как мужчин, так и женщин, к сексуальной свободе с одной стороны и ослаблению института семьи с другой. Сегодня стало очевидным то, что сильное государство начинается с сильной, процветающей семьи.
2008 год объявили Годом Семьи, одной из задач которого являлось решение демографического вопроса, что напрямую связано с репродуктивным здоровьем граждан. Однако за год такой глобальной задачи, как восстановление репродуктивного здоровья, не решить. Базовым компонентом репродуктивного здоровья является правильное полоролевое воспитание в семье. Что это значит? А это значит, что нужно не только помогать формированию «нормального» мужского и женского начала в детях, но и прививать культуру бережного отношения к семье и к себе, как продолжателю рода, к своему репродуктивному здоровью. Необходимо учить детей осознавать и принимать своё естественное предназначение (рождение здоровых полноценных детей) как одну из важнейших жизненных ценностей.
Подростковый врач городской детской поликлиники Татьяна Александровна Рыбалко бьет тревогу: «С каждым годом увеличивается количество хронических патологий именно у подростков. Они стали очень уязвимы!».
По данным Минздрава (за 2003 год) у 75-86% девушек имеются хронические соматические заболевания, а у 10-15% — гинекологические расстройства. Любая хроническая патология (хронические инфекции, тонзиллиты, заболевания почек и желудочно-кишечного тракта, нарушения функций щитовидной железы, вегетососудистые дистонии, пороки сердца) — всё что связано с интоксикацией организма, ведёт к гормональным нарушениям, что, в свою очередь, значительно влияет на процесс формирования репродуктивной функции. Также в настоящее время отмечается увеличение количества случаев задержки полового созревания. Причины этих расстройств усматриваются как в социальных, экономических, так и в экологических факторах. Попробуем назвать некоторые из них.
Социальные – низкая информированность подростков и безграмотность родителей в вопросах сохранения общего здоровья как основы репродуктивного; снижение уровня морально-нравственого воспитания (беспорядочные половые связи, ведущие к урогенитальным инфекциям, вредные привычки); стереотипы, бытующие в молодёжной среде (мода на худобу, нецелесообразные диеты, мода на одежду, провоцирующую переохлаждение живота и спины). Сохранять здоровье особенно важно в подростковом возрасте, когда идёт основное формирование репродуктивной функции как у девочек, так и у мальчиков.
Что касается экономических факторов, то можно говорить о том, что родители, занятые решением своих собственных материальных проблем, не замечают вовремя появления какого либо заболевания у детей, а многие не имеют достаточных средств, чтобы вовремя обследовать ребёнка или провести профилактические мероприятия, не говоря уже о лечении. Также некоторые несознательные родители не выполняют уже имеющихся предписаний врача (например, в случаях недостатка веса или задержки полового развития), ссылаясь на отсутствие средств, но как раз в этом возрасте не поздно всё исправить, если захотеть.
Влияние экологических факторов на репродуктивное здоровье людей также давно доказано учёными из разных стран, и это отдельная большая тема для разговора.
Хотелось бы дать совет родителям быть более внимательными к своим чадам и к их здоровью и помнить следующее:
1. Ежегодно необходимо посещать подросткового врача вместе с ребёнком, а при необходимости и более узких специалистов.
2. Обеспечьте ребёнку условия для нормального роста и развития.
3. До 18–20 лет недопустимы диеты и вегетарианское питание, так как это приводит к недостатку веса и нарушениям белково-углеводного обмена. Неправильное питание становится причиной патологий на клеточном уровне, что ведёт к мозговым дисфункциям и нарушениям детородной функции.
4. Обращайтесь за помощью к психологу, если видите, что у ребёнка есть проблемы в общении, признаками которых являются не только нелюдимость и замкнутость, но и гиперсексуальность. Общение является основным интересом подростка, поэтому так важно создать с ним тёплые доверительные отношения, а в этом часто требуется помощь грамотного специалиста. Таким образом, вы сохраните психологическое здоровье своего ребёнка, которое тесно связано с общим и репродуктивным.
Конечно, родители не всемогущи и не столь однозначно влиятельны, как им того хотелось бы. Дети, особенно в подростковом возрасте, часто отказываются признавать родительский авторитет и воспроизводить родительские образы. Но, по мнению психологов, для подростков это нормально. В протестном поведении проявляется личность самого ребёнка как активного мыслителя, самостоятельно придающего смысл всему окружающему миру и своему месту в нём. Дети взрослеют не только в семье, на их формирование влияет вся окружающая среда, правда, не всегда благоприятно. Они так устроены, что страстно желают сами делать выбор, это проблема становления развивающейся личности. Задача родителей – постоянно и деликатно расширять представления ребёнка о возможных выборах: быть самому здоровым и радоваться потом здоровым детям или вспоминать о своём здоровье, когда уже помочь ничем нельзя и ошибки молодости постоянно дают о себе знать. Не всегда родители могут найти нужный тон и нужные слова для того, чтобы поговорить с ребёнком на эту тему, этому тоже надо учиться, нужно лишь помнить, что и у вас, дорогие родители, есть выбор – решать проблемы воспитания самостоятельно или совместно с педагогами, врачами, психологами.
От успеха в деле сохранения репродуктивного здоровья ваших детей зависит будущее вашего Рода, Фамилии, а в конечном итоге — нации и государства Российского.