Сегодня:

Жители одного двора хотят провести себе канализацию, а обитатели соседнего готовы лечь под трактор, чтобы этого не допустить. Чья правота выше перед справедливостью и законом?

Кто в лес, кто по дрова?

За последние годы у многих жителей исторического центра нашего города появились кое-какие деньги и возникло естественное человеческое желание перестать жить в нечеловеческих условиях. Желание есть, а возможностей практически нет. Куда вести канализацию? Куда отводить ливневые стоки? Где ставить гаражи? Любые попытки встречают жесткое противодействие со стороны соседей, ведь в тесном пространстве хаотически застроенных дворов зачастую просто нет места для такого количества жителей. Это наследие «коммуналок» из нашего недавнего прошлого. И тут уже каждый сам за себя! Сосед на соседа, двор на двор, улица на улицу… За примерами ходить далеко не надо. Сколько раз уже приходилось писать о «дворовых войнах» за коммунальные удобства. Вот и еще один такой пример. В поисках справедливости в нашу редакцию обратились хозяева трех домовладений, стоящих в глубине двора на улице Бакунина, 5. Много лет люди прожили без канализации, пользуясь чудом отечественной инженерной мысли, именуемой «шамбо». Ни помыться вволю, ни постирать толком, каждый месяц отдавай тысячу рублей за откачку и вывоз стоков. В этом случае соседи не стали тянуть одеяло на себя, скооперировались и заказали общий проект. Сразу стал вопрос, куда подключаться? Проще всего вниз, самотеком в пер. Студенческий, но возразил частный владелец индивидуально проведенного кусочка канализации. «Я проводил для себя, диаметр трубы небольшой, зачем вы мне нужны? Не дам!» Теоретически можно вести трубу вверх, на ул. Бакунина, но здесь нужен большой коллектор, из которого стоки будут насосом перекачиваться до места врезки. Дорого и очень хлопотно. Поэтому специалисты ООО «Новочеркасская архитектурно-планировочная мастерская Ростоблжилпроекта» разработали рабочий проект наружной канализации, ведущий вбок, через соседний двор, на земельный участок которого, согласно справке Роснедвижимости на 4 июля 2008 г., не зарегистрировано право собственности. Следовательно, земля муниципальная, а муниципалитет дает добро.

Хроника боевых действий

Проект прошел все необходимые согласования, на его основании 17 июня 2008 года МУ ДГХ выдал договор-разрешение на проведение работ. Наняли подрядчиков, заказали технику, но тут 26 июня восстали жильцы двора по ул. Бакунина, 13, через который предполагалось вести трубу. Поднялись дружно и стали насмерть. «Не дадим!» Приезжали руководители ДГХ, уговаривали, объясняли, но преодолеть упорного сопротивления не смогли. И отозвали свое разрешение. А прокурор города по жалобе граждан Шкуракова Л.В., Саковцевой Н.Е. и Гудковой А.Е., проживающих по ул. Бакунина, 5, признал последнее действие МУ ДГХ нарушением норм градостроительного, жилищного и гражданского законодательства. Администрации города 8 июля было внесено представление об устранении нарушений. Устраняя нарушения, ДГХ продлил разрешение на проведение работ сроком с 7 по 17 августа. 8 августа строители снова попытались начать работы, но жители дома № 13 перегородили проезд легковым транспортом и устроили митинг протеста. Вмешательство милиции также ничего не дало. Таким образом, ситуация зашла в тупик, а деньги за наем и простой техники пропали. Пропало и время.

Дворовая правда

Юридическая правота строителей канализации не вызывает никакого сомнения. Все документы налицо. Но, согласитесь, понятия «законно» и «правильно» в нашей стране зачастую расходятся между собой. У каждой стороны конфликта всегда своя правда. Значит, необходимо выслушать аргументы другой стороны. Двор по ул. Бакунина, 13, представляет собой три отдельных двухэтажных жилых строения, расположенных буквой «П». И, самое любопытное, наибольшую активность проявили жители как раз тех строений, близ которых предполагаемая труба канализации по проекту не проходит. Визит соседей сразу накалил обстановку во дворе. «Старушки в маразме» вновь сошлись в словесной битве с «олигархами, купившими весь ДГХ». Скандал с переходом на личности представляет собой малоприятное зрелище. Спокойно, с немецкой педантичностью, возражения жителей 13-го дома изложила Ирина Олеговна Романова. Жители двора опасаются, что проведение работ вызовет риск обрушения домов, которые шестьдесят лет назад были построены на «плывунах». Это раз. Второй довод эмоциональный: труба должна пройти в полутора метрах от окон полуподвальных квартир одного из строений. Там же предполагается и колодец. «Будет вонять и затоплять, а в квартире дети живут!» Третий аргумент сугубо технический: труба пойдет в промежутке между углом дома и гаражом, расстояние между которыми для этого по СНиПу недостаточное: 240 см. А самое главное, что жители двора уже в мае подали документы на приватизацию своего земельного участка в полном объеме. «Когда земля будет приватизирована, мы никого сюда и близко не подпустим!» Следовательно, надо только тянуть время и не пускать рабочих.

Взгляд со стороны

Что тут сказать? Все-таки не по-соседски получается. Если дома шестьдесят лет простояли на зыбком грунте и с ними ничего, кроме пары небольших трещин, пока не случилось, вероятно, все не так уж и страшно. Ничего общего с теми аварийными домами, которые действительно встречаются неподалеку от центра города. По-человечески понятно, что нет никакой радости, когда в твоем дворе работает строительная техника, шумят рабочие и создают неудобства. Понятно и объяснимо. Тем не менее, когда совсем недавно свою траншею не вблизи дома, а прямо под его фундамент провели работники «Горгаза» с целью замены труб, это действие никакого протеста у жильцов не вызвало. В этот раз опасность обрушения почему-то не побудила их активно протестовать и перекрывать дорогу рабочим. Это же для себя, а не для «богатых буржуев» из соседнего двора. Если вызывает сомнение обоснованность решения специалиста из проектировочной организации, можно провести экспертизу проекта. Но этого не происходит. Документальных подтверждений своей правоты у протестующих жильцов, увы, нет. Только эмоции. В конце концов, мало ли из-за чего могли поссориться соседи за столько лет? Если не брать в расчет потерянное время и деньги, конфликт уже стоил его участникам, судя по их словам, изрядной доли здоровья. Инфаркт против двух инсультов. Кто в выигрыше? Полагаю, что точку в конфликте может поставить только суд. Но когда еще он будет, если будет вообще?

Матвею Ивановичу было проще

Любой город представляет собой очень сложную систему. Сложную настолько, что приближается к сложности живого организма, не обладая при этом свойством саморегуляции последнего. Регулировать его деятельность приходится людям, чаще всего исходя из сиюминутных или субъективных соображений. Жилая застройка исторического центра Новочеркасска, к примеру, в результате такого «регулирования» за последнюю сотню лет пришла в состояние полного хаоса. Хаоса в коммунальном и архитектурном смысле. Это запутанный клубок проблем и отсутствие реальных возможностей по их преодолению. В старинных или просто запущенных дворах живут люди. Собственно говоря, те из них, кто не может позволить себе купить или построить новое жилье в нормальном районе. Проще всего эти трущобы попросту снести и на их месте грамотно спроектировать новые микрорайоны с учетом географической специфики места. Но нельзя. Это же исторический центр! Он определяет архитектурное своеобразие города. Насколько проще было атаману Платову. Взял, да и выстроил новый город на пустом месте, оставив в прошлом все накопившиеся проблемы!

Фото автора
row['name']