Сегодня:

Новочеркасская публика соскучилась по премьерам. И вот, завершая очередной сезон, в минувший уикенд коллектив Казачьего драматического театра угостил своих зрителей сразу тремя спектаклями. Все новые работы «комиссаржевцев» очень разные по жанру, по театральному языку, по сценическому решению, но вместе с этим одинаково интересны.

Заметим, что древнегреческая трагедия «Антигона» в постановке худрука театра, заслуженного деятеля искусств России Леонида Шатохина была показана зрителю ещё в начале мая. «В» уже писали об этом очень зрелищном, очень эмоциональном и ярком спектакле, поэтому подробно останавливаться на нем не станем. А вот о «Стакане воды» Огюстена Эжена Скриба в постановке минчанки Татьяны Пацай и о «Русском варенье» Людмилы Улицкой, «сваренном» питерским режиссером Геннадием Круком, поговорим.
«Стакан воды», по версии Т. Пацай, напоминает хитроумную шахматную партию, которую на глазах у зрителей разыгрывает Генри Сен-Джон, виконт Болинброк (И. Лебедев) – лидер оппозиционной партии тори. Болинброк виртуозно манипулирует персонажами, используя их слабые и сильные стороны характеров. Его воле послушна и бывшая продавщица ювелирной лавки – красотка Абигайль (Е. Чернова), и мечта чуть ли не всех женщин королевства – капитан Мешем (Е. Климанов), и могущественная герцогиня Мальборо (засл. арт. РФ Л. Фадеева), и даже сама английская королева (Н. Лебе-дева). В результате правильно спланированной стратегии виконт добивается для себя министерского кресла, убирает из большой политики леди Мальборо, женит Абигайль и Мешема и попутно завершает затянувшуюся войну. «Великие следствия малых причин», – философски замечает Болинброк. А зрители лишь успевают вникать во все ходы и повороты сюжета, аплодируя остроумным репликам персонажей.
Спектакль отличается своеобразным оформлением. Художник К. Фитц помещает героев О. Э. Скриба не в традиционные декорации будуаров, а в недра некоего механизма, где виконты, герцоги и короли – лишь детали большой машины. Работают и штанкеты с гобеленами, которые, опускаясь и поднимаясь, изменяют пространство сцены. Слабое звено «Стакана воды» – костюмы (художник Т. Никитина), особенно исполнительниц женских ролей, которые, мягко говоря, мало соответствуют началу восемнадцатого века. Странновато смотрится и вальс в той же эпохе…
Действие «Русского варенья» Людмилы Улицкой происходит в наше время, в 2002 году. На подмосковной даче живет в полном развале и разрухе семья русских интеллигентов, и, возможно, даже (по коварному замыслу автора) потомков чеховских владельцев вишнёвого сада. Слишком уж подозрительна фамилия Лепёхины (почти Лопахины). Дом их и всё, что в нём есть, рассыпается на глазах, как рассыпается и весь уклад жизни этой семьи, а они с воодушевлением и гордостью перебирают свою родословную, выискивая варианты родства то с Тургеневым, то с Бонапартом, время от времени пафосно провозглашая: «Надо работать!» Пытаясь кое-как свести концы с концами, Лепёхины-Дворянкины варят вишнёвое варенье на продажу, правда, не из своей вишни – сад вырублен – а из покупной. Занятые своими делами, герои не замечают, что все участки в дачном поселке скупили инвесторы, и их старый дом тоже приговорён к сносу. Вместо их родового гнезда будет станция метро, а рядом – Диснейленд с луна-парком. История, рассказанная в «Русском варенье», лишена какой-либо сенсационности, но, тем не менее, она заставляет зрителя думать, задаваясь вопросами: «Отчего мы так живём и почему кто-то решает за нас нашу судьбу?»
Говоря об актёрских работах в этом спектакле, нельзя не отметить Наталью Ивановну (засл. арт. РФ И. Шатохина), Андрея Ивановича (засл. арт. РФ А. Коняхин), Марию Яковлевну (засл. арт. В. Иванкова). От мэтров не отстаёт и младшее поколение: О.Павлова, О. Семенюк, В. Лозицкий. Ни одного зазора между репликами; диалоги интересно слушать, спектакль интересно смотреть.
Художник А. Запорожский помещает героев «Варенья» на некий остров в жизненном болоте, к которому они добираются по шатким мосткам – очень внятная метафора. Честно говоря, не очень ясна задуманная постановщиком интермедия перемен, которая, при своей абстрактности, смотрится инородным телом в общем реализме всего спектакля. Но, как говорится, ещё не вечер, это были первые показы новых постановок театра. Сейчас коллектив уходит в отпуск, а в новом сезоне и «Стакан воды», и «Русское варенье» зрители увидят, скорее всего, уже в доработанном виде, где будут учтены и большие, и малые просчеты. В любом случае, комиссаржевцев можно поздравить сразу с тремя обновками, а любителей театрального искусства – с тремя подарками, которые для них подготовил коллектив театра.
row['name']