Сегодня: 19 апреля 6832, Понедельник

Все мы – потребители. Даже продавцы, когда они из своего магазина заходят в соседний. Прав у потребителей – море! Но как в море, в них можно потерять и даже утонуть, ведь кроме Закона «О защите прав потребителей» есть еще масса так называемый подзаконных актов: правил, инструкций, рекомендаций и т.п., и проч.
Чтобы облегчить потребителю плавание в безбрежном и бурном море – Океане Торговли – мы публикуем сегодня информацию, которая, уверены, станет для многих открытием. А пригодится – всем.

О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ЦЕННИК?
На ценниках должны быть указаны следующие реквизиты:
1. на продовольственные товары:
* для весовых товаров — наименование товара, сорт (на товары, имеющие сортность), цена за 1 кг или 100 г;
* для товаров, продаваемых в розлив, — наименование товара, цена за единицу емкости или отвеса;
* для штучных товаров и напитков, расфасованных предприятиями-изготовителями в бутылки, банки, коробки, пакеты и т.п., — наименование товара, емкость или вес, цена за фасовку.
* расфасованные непосредственно в предприятиях торговли, — наименование товара, вес и цена за фасовку (во вкладыше или на упаковке);
2. на непродовольственные товары:
* наименование товара, сорт (для товаров, имеющих сортность), цена за 1 кг, 1 л или 1 штуку;
* для мелких штучных товаров (парфюмерия, галантерея и т.п.) — наименование товара и цена.
Данные правила носят рекомендательный характер.

КОМУ НУЖЕН СЕРТИФИКАТ?
На каждый товар предприятие торговли должно иметь:
* сертификат, выданный (признанный) уполномоченным на то органом;
* документ, удостоверяющий качество товара, его безопасность для жизни и здоровья людей;
* документ, удостоверяющий источник поступления товара.
Продавец несет ответственность за соответствие товара требованиям этих документов.
Сертификации подлежат следующие товары:
* товары для детей;
* продовольственные товары, табак и табачные изделия;
* товары для профилактики и лечения заболеваний, технические средства реабилитации инвалидов;
* косметические товары;
* текстильные товары;
* швейные изделия (изделия бельевые);
* трикотажные изделия (трикотаж бельевой);
* пушно-меховые и овчинно-шубные изделия (одежда верхняя; головные уборы; воротники; шкурки);
* обувь;
* строительные материалы;
* оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника;
* предметы обстановки дома;
* хозяйственные товары;
* культтовары, товары для досуга и развлечений;
* спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, охотничьи и рыболовные принадлежности;
* легковые автомобили и мотовелотехника;
* средства для домашнего содержания животных, а также по уходу за растениями;
* товары бытового назначения для защиты гражданина от опасных (вредных) внешних воздействий.

НАСЫПЬ, НАЛЕЙ, ОТРЕЖЬ, РАСПАКУЙ!
Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, должны отпускаться в бумаге, пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке.
Стоимость целлофановой и полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателем дополнительно.
По просьбе покупателей продавцы обязаны нарезать продаваемые гастрономические товары.
Нефасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.
При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ!
В торговых залах продовольственных магазинов должны быть установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы, контрольные мерные кружки, мензурки, овоскоп; в предприятиях, торгующих тканями и другими мерными товарами, — контрольные метры.

ЭТО ДЕТЯМ НЕ ДАЕМ
Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар.
Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей.

ОТЛОЖИТЕ МНЕ ТОВАР!
Неоплаченный товар может храниться на контроле не более 1 часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до 2 часов.
Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией — до 3 суток. Эти товары с табличкой «продано» хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.

ГОДЕН К УПОТРЕБЛЕНИЮ
СРОК ГОДНОСТИ — это период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению, он является одним из показателей качества товара.
Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности на:
* продукты питания;
* парфюмерно-косметические товары;
* медикаменты;
* товары бытовой химии;
* средства и изделия для гигиены полости рта;
* табачные изделия;
* иные подобные товары (работы).
Срок годности товара определяется временным периодом, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Срок годности может быть указан следующим образом:
* годен в течение (часов, дней, месяцев или лет);
* годен до (дата);
* использовать до (дата).
Дата окончания срока годности выглядит так:
* час, день и месяц — для скоропортящихся продуктов;
* день и месяц — если срок годности не превышает трех месяцев;
* месяц и год — если срок годности более 3 месяцев.
Наряду со сроком годности имеются понятия срок реализации и срок хранения.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ — это дата, до которой пищевой продукт не теряет своих потребительских характеристик и может предлагаться потребителю для использования по назначению. Срок реализации пищевых продуктов устанавливают с учетом некоторого разумного периода хранения продуктов в домашних условиях. Исчисляют срок реализации от даты изготовления на упаковке или потребительской таре продукта питания, указывают следующее: «реализовать до (дата)» или «реализовать в течение (часов, дней, месяцев или лет)». В последнем случае должна быть указана дата изготовления.
СРОК ХРАНЕНИЯ — период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет все свои свойства, указанные в нормативной или технической документации и (или) договоре купли-продажи. По истечении срока хранения пищевой продукт пригоден для потребления. Однако его потребительские характеристики могут быть снижены.
Срок хранения исчисляют от даты изготовления продукта и обозначают на упаковке или потребительской таре следующим образом: «Срок хранения до (дата)», «Срок хранения в течение (дней, месяцев или лет)».
Срок хранения действует для пищевых продуктов, на которые не требуется устанавливать срок годности.
Неизменность всех качественных характеристик товара во многом зависит не только от верного установления срока, в течение которого товар считается пригодным к использованию по назначению, но и от условий хранения. Только совокупность этих двух показателей является гарантией соответствия товара установленным требованиям.
Соблюдение условий хранения в течение срока годности необходимо не только для отдельных видов пищевых продуктов, но и в отношении непродовольственных товаров.
При установленном сроке годности товара необходимо не только доводить до покупателя эту информацию, но и указывать условия хранения, например для хранения парфюмерно-косметических изделий требуются специальные условия: пониженная температура, определенная влажность воздуха и др.
Запрещается продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен.

МЫ ЗАКРЫВАЕМСЯ!
В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции). За 15 минут до прекращения обслуживания продавец должен предупредить покупателей об этом.
При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования, в связи с его ликвидацией продавец заблаговременно обязан известить об этом покупателей специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.

ТОВАР — СО ВСЕМИ ПОДРОБНОСТЯМИ
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
* наименование технического регламента или иное обозначение, свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
* сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). В частности, в отношении продуктов питания:
* сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, если содержание этих организмов составляет более 0,9%);
* пищевой ценности;
* назначении;
* об условиях применения и хранения продуктов питания;
* о способах изготовления готовых блюд;
* весе (объеме);
* дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки);
* сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
* цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита — размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
* гарантийный срок, если он установлен;
* правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
* срок службы или срок годности товаров (работ), а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
* адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);
* информацию о подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), если товар (работа, услуга) требует обязательной сертификации;
* информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация о сертификации включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

(Продолжение следует).