Сегодня:

Археолог Индиана Джонс и режиссер Стивен Спилберг в очередной раз доказали публике: возраст не помеха настоящему искусству.

Революция, о которой так долго твердили киноманы, свершилась. В конце мая в прокат вышел «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа» – продолжение легендарной саги от режиссера Спилберга и продюсера Лукаса. Пока критики плюют ядом, а прокатчики подсчитывают беспрецедентную выручку, простые зрители пачками скупают билеты и штурмами берут кинозалы. И в этом нет ничего удивительного: как справедливо заметили в свое время Петр Вайль и Александр Генис, Стивен Спилберг – бог современного кино, и Индиана Джонс – пророк его.
Будучи важнейшим достижением демократии, политкорректность, тем не менее, способна давать удивительно абсурдные плоды. Особенно на ниве синематографа. И дело тут не столько в квотах для актеров – представителей нацменьшинств, сколько в трогательных режиссерских попытках защитить интересы дура… простите, граждан, находящихся на обочине культурного и образовательного процессов. Результаты способны довести до белого каления завзятого либерала: нудные «введения для несмотревших» в сиквелах, экранизации классики для людей, не осиливших даже книжку-раскраску… На этом фоне «Хрустальный череп» с его восхитительной прямолинейностью освежает, как холодное пиво в жару. Спилбергу и Лукасу глубоко начхать на тех, кто узнал о существовании профессора Джонса непосредственно в кинозале, их зритель – это человек, который следит за похождениями неутомимого археолога с самого начала. Знакомство отменяется; заросший седой щетиной Форд вылезает из багажника ретро-авто, напяливает шляпу, демонстрирует характерную кривую ухмылку и безо всяких предисловий принимается делать то, за что мы любим его уже не один десяток лет. С этого момента и до самых финальных титров ты можешь только орать от восторга и захлебываться собственным счастьем. Время повернуло вспять, тебе снова одиннадцать, и если сейчас тебя спросят, кем ты станешь, когда вырастешь, ты непременно ответишь: «Археологом, как Индиана Джонс». Что должны чувствовать нефанаты? Откуда мне знать, я в них все равно не верю.
Пригрозив зрителю снять «правильное продолжение» саги, Спилберг практически не отступил от обещанного курса: «Королевство хрустального черепа» действительно снято по образу и подобию картин-предшественниц. Памятник съемочной группе можно ставить за одно только качество картинки. Чисто внешне четвертая часть «Индианы» совершенно неотличима от серий, снятых в восьмидесятых годах – те же характерные планы, обилие в кадре света и преобладание коричневатых тонов. Немаловажно и то, что цифровые спецэффекты присутствуют в ленте в гомеопатических дозах. Большая часть трюков выполнена по старинке, вручную и без дублеров, а пожилой Харрисон Форд бегает, скачет, щелкает кнутом и бьет подворачивающиеся вражьи морды не хуже, чем двадцать лет тому назад. Практически неизменными остались и сценарные красоты: не поддающийся пересказу экшен по-прежнему изобилует уморительными диалогами, головокружительными гонками, экзотическими гадами и подчеркнуто карикатурными советскими шпионами во главе с доктором паранормальных наук Ириной Спалько (Кейт Бланшетт). Хватает в картине и полновесных фактических и логических ляпов. Ну да, Инди благополучно переживает атомный взрыв в обитом свинцом холодильнике, Бланшетт-Спалько несколько раз упоминает великого Сталина (притом что в СССР уже вовсю идет развенчание культа личности), а вся фауна Южной Америки – от рогатых обезьянок до гигантских муравьев – в едином порыве проникается нелюбовью к коммунистам. Еще можно добавить, что существование инопланетян находится под вопросом, хрустальные черепа в природе не встречаются, а 66-летний американский пенсионер вряд ли способен побороть в кулачном бою отряд полных сил и энергии советских офицеров. Но вот стоит ли? Сценарии «Индианы Джонса» всегда были прекрасной чушью, эдакой ненаучно-популярной развесистой клюквой: жанр приключенческого кино по комиксу вообще располагает к известной несерьезности. Ставить в упрек Спилбергу и Лукасу многочисленные нелепости и несуразицы – это все равно, что обвинять море в том, что оно соленое и шумит. Стоит ли вообще ожидать академичности от сериала, в котором зрителю поочередно показали духов ковчега, заколдованного индийского принца и чудотворную чашу Грааля, заныканную в нехоженых дебрях сельвы? Хотя поборникам реализма в искусстве и вправду стоит остаться дома и посмотреть что-нибудь документальное.
Изменилось ли в «Индиаде» хоть что-нибудь, кроме возраста героя? Вопреки всему вышесказанному – да. Если в прошлых сериях исторические реалии либо отсутствовали вовсе, либо сводились к сильно размытому фону для приключений, то в «Королевстве хрустального черепа» все по-всамделишному. Стивен Спилберг, чья юность пришлась аккурат на Холодную войну, не смог удержаться от разудалого и не лишенного сарказма экскурса в прошлое. В какие-то двадцать минут мастер исхитрился впихнуть концентрат эпохи: пятидесятые, маккартизм, поиски «кровавой гэбни» в ложке супа, ядерная угроза, вражда стиляг и мотоциклистов, студенческие демонстрации. Нашлось место и для изысканной киноцитаты: герой Шайи Ла-Бефа въезжает на перрон точь-в-точь как молодой Марлон Брандо в фильме «Дикарь». Не обошлось и без перемен более интимного характера – к середине ленты Инди обзаводится потомством (в лице того самого Ла-Бефа), а к финалу – законной супругой в лице брошенной семнадцать лет назад Мэриен (Карен Аллен). Зрителю – ликование, молодым – совет да любовь.
Впрочем, все это детали и мелочи. Главный плюс спилберговского творения заключается вовсе не в удачных планах, прекрасном саундтреке и увлекательном сюжете, а в том, что этот фильм сделан с невероятной любовью к кинематографу и зрителю. Это привет – возможно, последний – из той эпохи, когда режиссеры ставили во главу угла не компьютерные цацки, а харизматичных героев. Когда добро было добром, а зло – злом. Когда нынешние индианоманы были маленькими, деревья – большими, а приключения профессора Джонса и его друзей – такими же реальными, как полученная в школе двойка и последовавший от родителей нагоняй. Это Настоящее Кино ручной сборки, к которому нечего добавить, кроме благодарности. Благодарности Стивену Спилбергу за наше счастливое детство.
row['name']