Сегодня: 20 апреля 8769, Воскресенье

Многие из нас заметили, что цены на продукты питания растут с каждым днём. Повышение цен на эту группу товаров – общемировая тенденция, но то, что за рубежом тенденция, у нас – стихийное бедствие. Этой весной обычное сезонное повышение цен бьёт все рекорды роста. Продавцы не успевают менять ценники. И, как всегда, хочется спросить: «Кто виноват и что делать?»

По сообщению агентства «Интерфакс», с начала года по 19 мая рост потребительских цен в России достиг 7,2% (за январь–май 2007 года – 4,7%). За январь–апрель 2008 года инфляция в РФ составила 6,3% (в том числе в апреле 2008 года – 1,4%), что на 2,3 процентного пункта больше, чем за январь–апрель 2007 года (4%). Лишь за неделю с 13 по 19 мая сахар-песок и рис шлифованный подорожали на 2,4% и 2,1% соответственно. Удорожание плодоовощной продукции в среднем за неделю составило 2,4%. Цены на муку, вермишель, пшено и масло подсолнечное выросли на 1,0–1,2%, на хлеб – на 0,4–0,6%. Это в среднем, на практике цифры на ценниках могут быть более впечатляющими.
Известно, что цена зерна в себестоимости хлеба составляет лишь 25%, остальное – энергоносители, транспорт, зарплата, прибыль, накладные расходы пекарен. В магазине – ещё и торговые надбавки.
– По цене хлеба Новочеркасск находится на третьем месте из семи городов области, – говорит начальник Управления торговли Наталья Думчус, – на первом месте – Волгодонск, где килограмм пшеничного хлеба стоит 16,79 рубля, на седьмом – Шахты (20,22 рубля). Молоко, кефир и «Российский» сыр – у нас дешевле всех в области. Администрация города не имеет права устанавливать для цен какие-то рамки, но со своей стороны делается всё, чтобы у нас открывалось как можно больше предприятий торговли. Чем выше конкуренция – тем гибче цены. В прошлом году в городе появилось более сотни новых магазинов. По обеспеченности торговой сетью мы находимся на уровне Ростова – 412 квадратных метров на 1000 жителей. Мы привлекаем как можно больше поставщиков товаров. К примеру, у нас в продаже более 200 наименований молочной продукции двух десятков заводов. Стараемся создать максимально благоприятные условия и для местных товаропроизводителей. Благодаря тому, что в Новочеркасске есть свой молзавод, и цены на его продукцию невысокие.
И это правда. Наш кефир в одном из небольших магазинов – 26 рублей, привозной – 33. Наша сметана тоже значительно дешевле привозной, цена которой доходит до 52 рублей за 450-граммовый стакан. (Правда, пока этот материал готовился к печати, цены опять, скорее всего, подросли.)
– В городе активно развивается крупноформатная сеть – «Магнит», «В двух шагах», «Ассорти», недавно открылся большой магазин сети «Перекрёсток», – продолжает Наталья Михайловна, – в таких магазинах очень широкий ассортимент товаров, разная расфасовка, разная упаковка – разные цены на продукцию. Для покупателя – большая возможность выбора. Оборот в магазинах крупноформатной сети, как правило, выше, чем в небольших торговых точках, и это позволяет снижать торговую надбавку. С 1 мая, как известно, были сняты временные ограничения на торговые надбавки для социально-значимых видов продуктов питания, установленные Правительством, и мы заметили резкий рост цен. Это так. Но ограничение торговых надбавок на одни виды товара компенсировалось повышением на другие. Рост цен на продукты обусловлен подорожанием энергоносителей, коммунальных услуг. Предприятия торговли вынуждены делать надбавку в размере 20–25% для того, чтобы покрывать накладные расходы (заработная плата персоналу, аренда площади, электричество и другие). Лишь на правительственном уровне возможно регулирование процессов ценообразования. И, насколько мне известно, такой законопроект готовится для рассмотрения в Госдуме.
Известно, что в России находится 30% всех плодородных земель, остальные 70% – в других странах мира. При этом мы ухитряемся импортировать не только овощи и фрукты, но даже молоко и зерно. Крупные аграрные комплексы сегодня не в моде, а небольшие фермерские хозяйства не в состоянии конкурировать с валом импорта.
Есть над чем подумать парламентариям, экономистам, политикам и всем нам. Может быть, тогда и найдём ответы на вопросы «Кто виноват и что делать?». А пока, наверное, для шопинга стоит выбирать магазины, где цены ещё не совсем сошли с ума.
row['name']