Сегодня: 19 апреля 7019, Понедельник

Повышение тарифов как инструмент коммунальной реформы

Еще в восьмидесятые годы слово «счетчик» ассоциировалось у граждан с поездкой на государственном такси. Десять лет спустя, в девяностые – с некоей бандитской процедурой, избавляющей должников от подавляющей части первоначально накопленного капитала. Сегодня незримый, но вполне реальный счетчик двадцать четыре часа в сутки тикает над каждым из нас: в эпоху рыночной экономики жилищно­коммунальные услуги превратились в товар, а товарно­денежные отношения, как известно, требуют от участников не только взаимной вежливости, но и хорошо развитого навыка счета.

Коммунальные регулировщики

В начале двадцать первого века наболевший вопрос «Почему растут тарифы и когда это закончится?» вполне можно ставить в один ряд с хрестоматийными «Кто виноват?» и «Что делать?». Пока коммунальная реформа пыхтит, пробуксовывает и только-только пытается вылезти из теоретических пеленок, плата за ЖКУ исправно увеличивается, заставляя потребителя хвататься если не за голову, то за кошелек. И это вполне закономерно. Если соревновательность в деле управления жилым фондом более-менее возможна, то поставщики коммунальных услуг, как правило, являются субъектами естественных монополий – и, стало быть, плевать хотели на механизмы конкурентных и рыночных взаимоотношений. Любой монополист, используя свое исключительное положение, стремится получить максимальный доход, а то и сверхприбыль, что, естественно, влечет за собой рост финансовой нагрузки на потребителя. Результат виден невооруженным глазом: по словам члена Совета Федерации Александра Починка, наши тарифы уже выше средних европейских: «Почему Европа, которой мы поставляем энергоносители по безумным ценам, ухитряется иметь затраты ниже, чем в большинстве наших городов?..» С другой стороны, существуют вполне объективные причины увеличения тарифов: инфляционные процессы (с неизменным удорожанием энергоносителей), изменение в течение года цен на материалы и сырье. Не учитывать подобные факторы не только экономически нецелесообразно, но и крайне опасно: нерентабельность организаций коммунального комплекса неизбежно приведет предприятия к банкротству, а россиян к кризису жизнеобеспечения. Обеспечение баланса интересов коммунальщиков и их потребителей и есть основная задача государственного тарифного регулирования.
В соответствии с Жилищным кодексом, размер платы за ЖКУ рассчитывается на основании приборов учета – либо по установленным государственной или местной властью нормативам потребления. Расценки для населения рассчитываются на основе экономически обоснованных тарифов и устанавливаются на срок не менее одного года. На общероссийском уровне цены на товары естественных монополий регулирует Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Эта же структура устанавливает так называемый «предельный индекс максимально возможного изменения тарифов» – инструмент, позволяющий и ограничить рост расценок для населения, и обеспечить коммунальный комплекс средствами, достаточными для выполнения производственных программ. Проще говоря, ФСТ учитывает прогнозы инфляции и обозначает порог роста цен, за который нельзя переступать. Предельные индексы устанавливаются как на каждый вид услуг (водоснабжение и водоотведение, горячее водоснабжение, отопление, электроэнергия) по отдельности, так и на плату за ЖКУ в целом. В регионах цифры, принятые ФСТ, корректируются с учетом местных экономических реалий; на Дону этим достойным делом занята Региональная служба по тарифам Ростовской области (РСТ). Местным регулирующим органом в Новочеркасске является городская тарифная комиссия (ГТК). ГТК активно взаимодействует со структурными подразделениями администрации города, региональными и федеральными органами исполнительной власти; результаты регулирования и согласования тарифов оформляются решением комиссии. На основании этого документа разрабатывается проект постановления мэра города, которое, в свою очередь, выносится на утверждение в общеустановленном порядке.
Практические результаты работы служб и комиссий всех уровней выглядят следующим образом. В 2008 году совокупный индекс изменения тарифов на ЖКУ, установленный ФСТ для Ростовской области, составил 123%. В рамках этой цифры РСТ вывело собственный порог – 117%, а рост платы для жителей столицы донского казачества составил уже 113,7%. Самостоятельно оценить соблюдение установленного предельного индекса может любой потребитель. Для этого достаточно разделить стоимость ЖКУ (за вычетом статьи на содержание и ремонт жилья) за любой месяц 2008 года на аналогичный показатель за 2007 год и умножить результат на сто. Если полученный индекс превышает приведенные в начале этого абзаца нормы – смело несите квитанции в областную региональную службу по тарифам. Только не забудьте: при наличии в доме приборов учета, оценка изменения индекса производится при неизменном объеме потребляемых услуг. То есть если в декабре 2007 вы заплатили за 15 кубометров горячей воды, а в январе 2008 – всего за 5, декабрьские расходы на горячее водоснабжение перед началом подсчетов следует уменьшить втрое.

Девять пишем, два в уме

Хотя инфляция весьма болезненно ударяет по наиболее незащищенным слоям населения, рост тарифов сам по себе – всего половина проблемы. Главная – и вполне обоснованная – претензия граждан к «коммуналке» заключается в драматическом несоответствии цены результату. Положение действительно странное: обещанная реформой «капитализация комплекса» напрямую сказывается на расценках, чудесным образом минуя традиционно невысокое качество ЖКУ. Конфликт интересов, возникающий в результате оказания услуги (поставщик заинтересован в поставке большего количества ресурсов, а потребитель, наоборот, желает сэкономить на коммунальной плате) всегда разрешается в пользу поставщика. Коммунальщики очень любят напоминать сетующему на дороговизну народу о сути товарно-денежных отношений: дескать, мы вам не добрые услуги оказываем, а вовсе даже и товар продаем. Не нравится цена – попробуйте обойтись без нас. При этом представители естественных монополий как-то забывают, что любой товар оценивается на основании замеров – которые, кстати сказать, делает продавец. Вы же не ходите за колбасой или гречкой со своими весами, не так ли? Однако «взвешивание» в сфере ЖКХ было и остается заботой потребителя. Ясное дело: при массовой установке приборов учета заколачивать деньгу на дутых нормативах станет куда как сложней, а снижать издержки за счет повышения эффективности никому не охота.
Возьмем, к примеру, отопление. В идеале, в отсутствии счетчика, нормы потребления тепла должны отталкиваться от количества ресурсов, достаточного для оказания качественной услуги. То есть тепловой энергии должно быть достаточно для того, чтобы в квартире поддерживалась среднекомфортная температура – и не более того. На самом же деле нормативы рассчитаны на количество тепла, которое потребитель теоретически может потребить при максимальных нагрузках – то бишь в сибирский мороз. Поскольку лютый холод выпадает отнюдь не каждый год и держится далеко не всю зиму, котельные не имеют обыкновения перерабатывать, а уровень теплопотери из-за изношенности сетей достаточно велик, реальное количество потребленного населением ресурса отличается от оплаченных нормативов как небо от земли. С точки зрения плательщика подобная методика просто абсурдна: кошка тоже может за раз слопать количество «Вискаса», равное своему весу, но 4–5 кило корма ей никто не подаст. С точки зрения поставщика все правильно и хорошо: бюджет у коммунальщиков, как известно, не больше наперстка, но денег при отсутствии конкурентов хочется ох как много. Вот и получается, что платим мы не за потребленную услугу, а за то количество товара, которое производителю надо продать для обеспечения рентабельности производства. Девять пишем, два в уме.
Впрочем, строгий учет еще не гарантирует потребителю райской жизни в душистых коммунальных кущах. В доме, где я живу, счетчики горячей и холодной воды установлены если не у всех, то у многих – и все же возмущению граждан качеством работы МУП «Теплосети» натурально нет предела. 84 рубля 47 копеек за кубический метр – не такие уж маленькие деньги. По законам рыночной экономики мы вправе рассчитывать, что за уплаченную в ЕРКЦ сумму из наших кранов круглосуточно будет идти действительно горячая вода. Увы! Из кранов с завидной регулярностью течет жидкость, чей температурный режим колеблется между «еле-еле» и «комнатным». Как правило, добиться нужного градуса можно, спустив пару ванн в канализацию: приборы, конечно, учитывают, но плескаться в холодной водице себе дороже. В ТСЖ разводят руками: «Плохое давление, мы тут бессильны!» И это – чистая правда. Альтернативы «Теплосетям» нет, и наш дом – как, впрочем, и многие другие новочеркасцы – исправно платит по счетам и очень обижается. Как говорил в подобных случаях Карлсон – «деньги дерет, а корицу жалеет».
…Примечательно, что предложение «В» поговорить о тарифах и качестве услуг «Теплосетей» директор предприятия Дмитрий Невеселов встретил не просто категорическим отказом, но неподдельным изумлением: «Тарифы? Нет, по этому вопросу я разговаривать не буду. И кто вообще вам эту тему поручил?..»
Жизнь, Дмитрий Викторович, жизнь. А вы что подумали?

Тварь дрожащая, но право имею!

Может ли рядовой гражданин добиться соблюдения своих интересов в борьбе с коммунальными монополистами? В принципе – да: обязанности поставщика перед россиянами закреплены законодательно. В соответствии с постановлением правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в случае, если потребитель и исполнитель не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, к рассмотрению спора можно привлечь представителя государственной жилищной инспекции и общественное объединение потребителей. Главное – четко представлять, что именно вас не устраивает: непредоставление услуг надлежащего качества, завышение тарифа, отказ в предоставлении субсидий, превышение предельных индексов изменения размера платы? Ответив на этот вопрос, можно обращаться в орган, в чью компетенцию входит рассматриваемая проблема. В случае, если вы остались неудовлетворены результатом или не получили внятного ответа в течение 30 (в исключительных случаях – 60) дней, обращение может быть передано в вышестоящую инстанцию. Впрочем, часть вопросов может быть разрешена исключительно в судебном порядке.

Справочная

Вопросы формирования тарифов, соблюдения предельных индексов, изменения размеров платы граждан за жилищные и коммунальные услуги:
Региональная служба по тарифам Ростовской области – 344019, Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 295; тел.: (8-863) 263-42-06.
Вопросы социальной защиты, в том числе – предоставление льгот и субсидий:
Министерство труда и социального развития Ростовской области – 344010, Ростов-на-Дону, ул. Лермонтовская, 161; тел.: (8-863) 243-17-22 и 243-00-99.
Вопросы предоставления коммунальных услуг установленного качества и количества:
Государственная жилищная инспекция Ростовской области – 344019, 344019, Ростов-на-Дону, ул. Нижегородская, 20; тел.: (8-863) 253-55-40.
Вопросы защиты прав потребителей:
Региональная общественная организация союз защиты прав потребителей «Донской союз» – 344000, Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 61; тел.: (8-863) 234-92-09.

Чем успокоится сердце коммунальной реформы, спрогнозировать труднее. Спору нет, насильственное сдерживание тарифов, как и было сказано, может выйти боком всей стране: переступишь черту единожды – и привет всему жизнеобеспечению. Однако система, в которой субъекты естественных монополий диктуют свои, зачастую кабальные условия как отдельным гражданам, так и управляющим организациям, порочна по своей сути. Зачем, спрашивается, частнику идти в ЖКХ, если там его ждут такие акулы и крокодилы бизнеса, какие не снились даже героям Корнея Чуковского? Неудобна сложившаяся практика и для власти: за многочисленные недочеты в работе коммерческих, в общем-то, организаций, спросят все равно с мэра и губернатора. О том, что дыры в хозяйстве монополистов по-коммунистически латаются из бюджетов разных уровней, я вообще не говорю. Перевод отрасли на рыночные рельсы невозможно осуществить наполовину. По рельсам, одна из которых устремлена в светлое капиталистическое будущее, а другая – в мрачные дебри глухого монополизма, недолго доехать до жилищно-коммунальных бунтов. Сами понимаете: российский потребитель, конечно, человек сугубо мирный, но считать за последние тридцать лет научился хорошо.

При подготовке статьи были использованы материалы администрации Ростовской области, администрации Новочеркасска, сайта www.gkh­reforma.ru
row['name']