Сегодня:

В ноябре этого года Иван Георгиевич Скоморохов отметит своё 85­летие. Этот энергичный и жизнерадостный человек издал уже три книги воспоминаний под общим названием «На очной ставке с прошлым». Тема его мемуаров история своей долгой жизни и боевой путь Пятого гвардейского Донского казачьего Будапештского кавалерийского корпуса.

– Я ведь не казак по рождению, улыбается Иван Георгиевич. – Казаком я стал по службе.
Родился Иван Скоморохов в Сибири, в Свердловской области. Ещё до начала войны поступил в Первую Качинскую военно-авиационную школу пилотов. Мечтал Иван о небе, но воевать ему пришлось на земле. Сначала его отправили в артиллерийское училище, потом на Южный фронт, в Пятый донской казачий кавалерийский корпус. В звании лейтенанта, в должности командира огневого взвода корпуса Иван Георгиевич через Украину, Молдавию, Румынию, Югославию, Венгрию дошёл до Австрийских Альп.
─ Когда началась война, казаки, принимавшие участие в Первой Мировой, в Гражданской войне, мы их называли «первоконники», встали на защиту Родины, ─ говорит Иван Георгиевич, ─ из них было сформировано несколько соединений. Так был создан и казачий кавалерийский корпус. Потомственные казаки шли в него семьями, отцы с сыновьями. Например, Иван Хомутов привёл двух сыновей, шестнадцати и семнадцати лет. Парамон Куркин воевал тоже с двумя сыновьями. В моём взводе был Марк Лазаревич Чернояров. Ему было пятьдесят пять, а сыну Саше ─ 16 лет. Чернояровы прошли всю войну и участвовали в Параде Победы. Подполковник Николай Кондратенко пришёл в корпус с дочерью Вероникой. Девушке было 16 лет, она была санинструктором. Вначале это подразделение именовалось 17-тым кавалерийским корпусом. В нём было четыре дивизии и примерно 30 тысяч казаков. Позже его разделили на Донской и Кубанский кавалерийский корпуса. Донской корпус проявил себя в боях под станицей Кущёвской и получил звание Гвардейского, а по счету ─ стал называться Пятым. Было это осенью 1942 года.
Сорок третий год донцы встретили под Моздоком. Им пришлось держать оборону на Северном Кавказе, сражаясь с горной дивизией «Эдельвейс». Казаки, с одной стороны, не пускали немцев за Главный Кавказский хребет, с другой, не давали им возможность расслабиться и подтянуть кавказские части в район Сталинграда. Кавалерия была очень уместна в сражениях на сложном рельефе. В составе корпуса были три полка конников, полк артиллерии ─ 8 пушек и 18 миномётов, танковый полк ─ 30 машин. Был противотанковый полк, полк катюш, полк самоходок, зенитный полк, даже своя разведывательная авиация.
─ Бойцов нашей дивизии не называли «рядовыми», только ─ «гвардии казак», ─ вспоминает Иван Георгиевич, ─ мы воевали в казачьей форме, с лампасами. Но главное, конечно, не внешние атрибуты, а казачьи традиции и казачий дух, который поддерживался в корпусе. Вначале корпус состоял исключительно из казаков, потом, после боёв, после потерь его численность восстанавливалась за счет солдат не казачьего происхождения. Но костяк подразделения сохранялся, и традиции казачества соблюдались свято. «Что станичники скажут?» ─ этот вопрос всегда волновал казаков. Как можно допустить какую-то халатность, небрежность, тем более трусость? Казаки, награжденные Георгиевскими крестами в Первую Мировую войну, с гордостью носили эти награды, и им было это разрешено. А «Георгия» давали за исключительную храбрость и отвагу. Помню, Герой Советского Союза Недорубов носил четыре креста. За годы войны почти 32 тысячи казаков, сержантов и офицеров нашего корпуса были награждены орденами и медалями. Одиннадцати из них присвоили звание «Герой Советского Союза».
После Сталинградской битвы казаки пошли на запад: Невинномысск, Ставрополь, Белая Глина, Ростов, Матвеев Курган, потом Украина и дальше. Пятый Гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус проявил себя в боях под Будапештом и получил наименование «Будапештский». Его бойцы прошли дорогами войны почти 10 тысяч километров. Казаки истребили 60 тысяч солдат противника, 24 тысячи пленили. Ими было уничтожено 675 танков и самоходных артиллерийских установок, 947 пушек, 97 самолётов, 4572 автомобиля.
─ В Австрии нам выдали карты Северной Италии, но нам не довелось там побывать, ─ улыбается Иван Георгиевич. ─ Девятого мая у города Фишбах мы получили известие о нашей Победе.
В 1967 году комсомольцы НЭВЗа решили совершить мотопробег по местам боёв Пятого гвардейского кавалерийского корпуса, посвящённый пятидесятилетию Красной армии. Иван Георгиевич получил возможность побывать там, где воевал сам, где сражались его товарищи, увидеть места былых боёв. С того времени он стал собирать воспоминания однополчан, нашёл более 350-ти их адресов.
─ Больше тридцати лет я копил материал, ─ говорит Иван Георгиевич, ─ потом решил записывать то, что не гасло в памяти, в сердце. Начал писать для своего внука. Я хотел, чтобы, когда внук вырастет, он смог прочесть о том, как жил, как воевал его дед и его однополчане. Постепенно втянулся в этот процесс. Мои записи увидел Иван Кравченко – ответственный секретарь газеты «Донская речь», он опубликовал отрывки из них. Рукопись показали писателю Анатолию Калинину, и он благословил меня на издание книги. Так появилась сначала одна книга, потом ─ другая, позже ─ третья.
Сейчас Иван Георгиевич Скоморохов, войсковой старшина станицы Средней Новочеркасского казачьего округа, работает уже над четвёртой книгой своих воспоминаний о славном боевом пути казаков, сражавшихся под знаменем Пятого гвардейского Донского казачьего Будапештского кавалерийского корпуса. А в Новочеркасске, помимо И.Г. Скоморохова, живут ещё несколько ветеранов корпуса: полковник, генерал-майор казачьих войск, Почетный гражданин города Олег Николаевич Лобов; майор Николай Иванович Мормуль; старшина медицинской службы Мария Петровна Белая, полковник Алексей Михайлович Егоров, старшина Михаил Яковлевич Наганёв и гвардии-казаки: Борис Яковлевич Вагин, Владимир Фёдорович Максимов и Алексей Илларионович Шаповалов. Честь им и слава!

Фото Николая Склярова
row['name']