Сегодня: 19 апреля 5088, Четверг

Каким образом осуществляются взаимоотношения собственников жилья и управляющих компаний?
Какие препятствия сейчас мешают нормальному осуществлению ремонтов?

За последние несколько лет в газете «Новочеркасские ведомости» автором этих строк был опубликован целый ряд материалов, посвященных борьбе с отдельными недостатками в сфере городского жилищно-коммунального хозяйства. Собственно говоря, выработался определенный стереотип. Сначала личная встреча с людьми, жалующимися на хроническое нежелание коммунальщиков выполнять свои прямые обязанности, затем встреча с соответствующим коммунальным начальником (если его вообще удавалось где-нибудь встретить), которому задавался тот же самый вопрос, с коим к нему уже не раз обращались жильцы N-ского дома. Иногда это давало эффект, иногда нет. Под эффектом я подразумеваю не эффектную статью с броским заголовком, а то, что в N-ском доме все же появлялись долгожданные бригады ремонтников. Работала такая схема на простейшем из всех чувств – чувстве страха. Ведь муниципальную газету читают не только рядовые граждане, но и руководители городской администрации. Если коммунальный начальник будет выглядеть в статье слишком уж неприглядно, его могут под горячую руку с должности и снять, поскольку незаменимых людей нет.
Но судя по многочисленным авторитетным свидетельствам, жилищно-коммунальная реформа с ее рыночной направленностью уже пришла и в наш город. Нет больше единого муниципального «Жилремонта», кроме него, появилось множество маленьких, но вполне частных нумерованных управляющих компаний. Правда, возглавляют эти частные фирмы люди с очень знакомыми фамилиями, так как большинство из них образовано начальниками участков привычного нам МУП «Жилремонт». Да какая разница, ведь частная управляющая компания по определению зависит не от муниципалитета, а от самих жильцов, которые могут подписать с ней договор на обслуживание, а могут и не подписать. Вот и проверим, будет ли работать старая схема в новых условиях?

Для начала не стоит брать нечто из ряда вон выходящее, а ограничиться проблемой вполне решаемой. Вот, кстати, подходящее письмо. Адрес: улица Гвардейская, 21. Проблема: текущий ремонт подъезда № 2, о котором жильцы регулярно умоляют коммунальщиков, начиная с 1993 года. История давняя, в домоуправлении менялись начальники, но до подъезда их руки так и не дошли. А частная управляющая компания «Жилремонт-2» за грехи предшественников ответственности не несет. Что с подъездом? Сгнили оконные рамы, стекла частично разбиты, перила отвалились, стены ободраны, краска осыпалась, штукатурка местами тоже отвалилась. В общем, подъезд страшноватый, но ничего экстраординарного для нашего города я в нем не увидел. Но ведь и стоимость текущего ремонта одного подъезда не должна быть слишком велика.
Офис УК «Жилремонт-2» оказался неподалеку, и вскоре я уже показал письмо жильцов директору компании Максиму Евгеньевичу Мавдрикову.
– Давайте начнем с того, что мы являемся обслуживающей организацией, и все наши действия должны быть основаны на решении общего собрания жильцов. Это статья 44 Жилищного кодекса РФ. Жители должны сами определить порядок проведения необходимых работ, должны сами принимать решение, на какие ремонтные вопросы текущего характера мы должны обратить внимание в первую очередь. Ни в материалах, ни в рабочей силе у нас проблем и ограничений нет.
– Жители этого дома заключили договоры на обслуживание с вашей управляющей компанией?
– В этом доме 80 квартир, и дом находится у нас на обслуживании в полном объеме. Но для работы необходимо решение общего собрания всех собственников жилья. На что потратить собранные деньги? Естественно, жильцы верхних квартир потребуют ремонт крыши, а нижним этажам нужен ремонт подъезда, кто-то будет настаивать на ремонте коммуникаций. Сделать же сразу все невозможно.
– Скажите, а если дом попался неактивный, среди жильцов разброд и шатание, и общее собрание не может принять никакого единого решения. В этом случае вы вообще не будете ничего делать? Ведь деньги на ваш счет все равно идут?
– Объясняю. Инженеры наши обходят все дома и осуществляют профосмотр дома с составлением дефектовочной ведомости. На основании последней мы предлагаем жителям произвести определенные ремонтные работы. Опять же, с их согласия. Мы собираем данные по каждому дому и составляем свой план проведения текущих ремонтов. Есть он и по этому дому. Мы предлагаем сделать то, что необходимо с технической точки зрения, а жители говорят, согласны они или нет.
– Удобно ли работать с такой неповоротливой структурой, как общее собрание жильцов? Не проще ли выбирать старших по домам, подъездам?
– Вчера как раз нас пригласили на собрание по адресу: ул. Беляева, 4. Там шли выборы актива дома. Нужны такие люди, которые берут на себя ответственность, обговаривают все с нами, собирают общее собрание. Разговор затянулся на полтора часа, но все-таки нашлась женщина, грамотная и активная, которая взяла на себя бразды правления, потому что действительно необходимо выдвигать этот дом для участия в федеральной программе капитальных ремонтов. Нашлась, но с трудом. Подавляющая часть населения по-прежнему неактивна.
– Как же сейчас осуществляется процедура и корректировка планов текущих ремонтов в домах, которые находятся на вашем обслуживании?
– Регулярно по телефону и лично принимаются заявки жильцов, которые регистрируются в соответствующем журнале. На основании обработки этих заявок принимаются решения. Для этого привлекаются аварийная служба «05» и наши сотрудники.
– Вернемся к дому по Гвардейской, 21. Что можно ответить женщине, которая писала письмо?
– Эта женщина одна из тех немногих, кто готов принять решение и попытаться убедить остальных жильцов. Но решения общего собрания я так и не услышал. Даже если мы проведем легкий косметический ремонт подъезда… По прошлому году ремонт одного подъезда без оконных рам, просто штукатурно-малярные работы, подварить решетки и перила – стоил где-то 15–16 тысяч рублей.
– Что бы вы посоветовали жильцам?
– Принимайте решение! С нашей стороны действия будут предприняты. Никто еще ни разу не сказал, что мы с чем-то не справились или справились не вовремя.

P.S.
То, что большинство населения страны все еще неактивно, это неоспоримый факт. И ссылаться на него – излюбленная реакция руководящих кадров ЖКХ. Действительно, как быть энергичному человеку, который хочет что-то изменить к лучшему в своем многоквартирном доме и вокруг него? Есть много таких далеких от совершенства старых домов, где половина жильцов – пенсионеры, люди достойные и заслуженные, но в современных реалиях разбираются плохо. Почти все они убеждены, что решать их коммунальные проблемы по-прежнему должно государство. А как же иначе? Другую половину обычно составляет молодежь, причем квартира у них чаще съемная, чем своя. Молодым надо зарабатывать деньги, и состояние подъезда и двора их практически не волнует, в общественной жизни они участия не принимают. Опять же, по молодости. Только новые дома, где преимущественно живут люди среднего возраста, достаточно успешные и состоявшиеся, могут идеально вписаться в предложенную государством модель взаимоотношений с управляющими компаниями. Ведь пока получается ерунда: нет решения общего собрания – нет и повода для действий со стороны коммунальщиков. Однако мириться с этим не следует. В конце концов ремонт дома в немалой степени зависит от активности жильцов.

Фото Николая Склярова
row['name']