Сегодня:

Обнаженное человеческое тело привлекает художников, скульпторов и поэтов не одну сотню лет: в конце концов, что может быть прекраснее самого совершенного создания природы? Ню – жанр самый что ни на есть уважаемый, осененный вековой традицией и особым романтическим ореолом. Наскальные рисунки и древнегреческие вазы, скульптуры Микеланджело и полотна Рубенса – тело во всех его проявлениях жило в искусстве всегда. Не остались в стороне и новочеркасские творцы: в начале апреля в редакции газеты «Кадры индустрии» открылась экспозиция фоторабот ню.

Хотя официальным организатором выставки числится фотоклуб «Новочеркасск», вниманию зрителя представлены работы шести авторов – Валерия Гнездилова, Анжелы Гринченковой, Александра Дусева, Юрия Ермолаева, Руслана Ибраимова и Александры Саввиной. По словам председателя фотоклуба В. Гнездилова, идея выставки созрела давно, но открытие шло со скрипом: снять выставочный зал Атаманского дворца не удалось, так что в последний момент экспозиция нашла приют в стенах университетской газеты. «Изначально работ было очень много, – рассказывает Валерий Михайлович, – но с учетом специфики помещения пришлось отобрать только самое главное. Что получилось – судить зрителю». Не будем кривить душой: совершенно неприспособленная для подобных мероприятий тесная и душноватая комнатенка «Кадров индустрии» сыграла с выставленными снимками нехорошую шутку. Впервые переступившему порог редакции зрителю кажется, что он попал в требующую капремонта женскую баню – для того, чтобы сходство было полным и абсолютным, не хватает разве что веника. Соседство голых барышень с почетными грамотами производит впечатление жалкое и курьезное одновременно; столь гремучая смесь эмоций вряд ли способствует лучшему усвоению пищи духовной.
Меж тем, впечатление от экспонатов куда как неровное. Приятно удивляют авторы-женщины. При том, что работы А. Саввиной и А. Гринченковой не совсем соответствуют заявленному жанру и выставлены в не самом удачном углу, не отдать должное таланту фотомастериц невозможно. Вот уж поистине: дух парит, где захочет! А вот корифеи ню – мужчины – лично меня разочаровали совершенно. Это ведь только со стороны кажется, что съемка обнаженной натуры практически не требует усилий: бери, дескать, сиську, да снимай, сколько душа просит. На самом деле испортить ню легче легкого – это вам не выгодный пейзаж, пристойно выглядящий как на любительских «фотках», так и в работах профессионала. Факт обнаженки не гарантирует снимку особой красоты или смелости, как не гарантирует качество наличие симпатичной модели и хорошей аппаратуры. Хорошее ню – это прежде всего настроение, мысль, душа, метафора. Увы, обнаружить эти составляющие в иных экспонатах выставки тяжело. Стоящая на галечном берегу голая женщина за подписью «Афродита Черного моря» – это, извините, не метафора, а сущее нагромождение банальностей. Не то чтобы «мужская» часть экспозиции была совершенно лишена божьей искры: небанальные задумки встречаются, например, у А. Дусева. Безусловный шарм работам автора придает и литературная игра – сопровождающие каждый снимок авторские хокку под говорящим псевдонимом Тода Сё. Однако многократное повторение оригинальных находок раздражает и утомляет.
Резюмировать увиденное, пожалуй, можно одной-единственной фразой: голая правда – не всегда достоинство. В столь коварном жанре, как ню, прямолинейность высказывания рискует превратиться в пошлость, независимо от намерения высказывающегося. Участь весьма печальная, но отнюдь не редкая. Остается надеяться, что следующая «фотовыставка с раздеванием» удастся авторам лучше нынешней.

Фото Николая Склярова
row['name']