Сегодня: 19 апреля 1605, Вторник

Известный социолог Иосиф Дзялошинский еще три года назад заявил, что телевидение потеряло остатки профессиональной совести. В интервью, которое он дал тогда «Независимой газете», он утверждал: состояние нашего телевидения сегодня является отличным индикатором состояния всей нашей властной элиты — люди, контролирующие телевидение, поняли, что им ничего не грозит вообще и можно совершенно не обращать внимания на общественное мнение.
«Как человек, много лет занимающийся изучением проблемы манипулятивных технологий (коих я насчитал 100 с лишним способов), — заявил журналистам И. Дзялошинский, — могу сказать, что здесь мы имели самое грубое информационное насилие с применением абсолютно геббельсовских технологий».
Негативно оценил И. Дзялошинский роль общественного наблюдательного совета на телевидении, о создании которого тогда шла речь: «Расскажу мой любимый старый советский анекдот. Некий рабочий работал на заводе, где после конверсии производили швейные машинки. Он решил сделать подарок своей жене на 8 Марта. Наворовал деталей с завода, пришел домой, собрал, а получился пулемет. Он подумал, что ошибся, опять наворовал деталей, опять собрал – и снова получился пулемет. Мораль сей басни такова: каждый раз, когда мы на Западе или где-то еще берем какую-то идею, которая там выглядит как швейная машинка, у нас она становится пулеметом.
Я очень хочу себе представить, кто и как будет формировать в таких условиях общественный наблюдательный совет? Вернее, я знаю, как. Люди, которые пересаживаются из кресла в кресло – они и на этот раз сядут в эти самые кресла. Возьмут опять десяток, может быть, даже не совсем осточертевших, а вполне уважаемых писателей, кинематографистов, прочих деятелей, которые станут от имени народа говорить, что надо показывать.
То, что эти люди понятия не имеют о подлинных интересах народа, – это однозначно. <…> Начнутся споры между менеджментом каналов и этими общественными советами. Поскольку у менеджмента есть деньги, а также ответственность перед властями и акционерами, а у общественного совета наверняка не будет ни того, ни другого, то понятно, что это будет круг людей, которые будут получать какие-то дивиденды или лоббировать интересы своих друзей и коллег. То есть все это закончится очень грустно».