Сегодня: 19 апреля 3771, Пятница

Областной прокуратурой подготовлен проект Областного закона «Об основных направлениях антикоррупционной деятельности в Ростовской области». В своем интервью об этом рассказ прокурор области Сергей Чаплин.

— Чем вызвана необходимость подготовки областного закона об антикоррупционной деятельности – ведь можно пользоваться Федеральным законодательством?
— На протяжении ряда лет в ходе прокурорских проверок выявляются многочисленные факты коррумпированности в органах государственной власти и местного самоуправления, такие как совмещение государственной и муниципальной службы с коммерческой деятельностью, вхождение руководящих работников органов местного самоуправления в число учредителей коммерческих структур, прием на муниципальную службу лиц, состоящих в родстве, и другие. В прошлом году в Ростовской области таких нарушений органами прокуратуры выявлено в два раза больше по сравнению с 2006 годом: 837 против 458.
За последние годы в области сохраняется устойчивая тенденция роста выявляемых уголовных преступлений коррупционной направленности — с 221 в 2001 году до 345 – в 2007 году. Также увеличиваются показатели фактов коммерческого подкупа и взяточничества. В 2007 году количество таких преступлений увеличилось на 15%.
С 1992 года на федеральном уровне законодатели пытаются нормативно определить и закрепить понятие коррупции, условия, препятствующие совершению коррупционных правонарушений, субъекты, осуществляющие пресечение таких правонарушений, и ответственность лиц, виновных в их совершении. Однако до настоящего времени Федеральным законодательством правоотношения в сфере антикоррупционной деятельности не регламентированы. Существующее законодательство не предусматривает ограничений, связанных с замещением выборных муниципальных должностей, что, в свою очередь, создает почву для их коррупционной деятельности.
Практика показывает, что наиболее удачными факторами предупреждения правонарушений, в том числе коррупционной направленности, является как применение всех правовых рычагов привлечения к ответственности нарушителей законов: дисциплинарных, административных, гражданско-правовых и уголовно-правовых, — так и четкое правовое регулирование общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности, включая регламентацию вопросов профилактики.
Именно с целью предотвращения правонарушений такого характера прокуратурой области подготовлен проект Областного закона «Об основных направлениях антикоррупционной деятельности в Ростовской области». Принятие Областного закона на уровне субъекта необходимо для создания нормативно-правовой базы и системного подхода в борьбе с коррупцией на территории области.
Положения проекта Областного закона об антикоррупционной деятельности в Ростовской области несут профилактическую направленность и его применение позволит предупреждать коррупционные правонарушения в деятельности лиц, замещающих должности как государственной, так и муниципальной службы, наделенных определенными властными полномочиями, от решения которых зависит реализация прав неопределенного круга лиц.
— Какие основные положения необходимо «прописать» на местном уровне?
— Предложенные в тексте проекта Областного закона определения понятий «коррупции», «коррупционных правоотношений», их «субъектов» даны с учетом общепризнанных международных характеристик. Если закон заработает, то в Ростовской области будет создана четкая система мер предупреждения коррупционных правонарушений, разработан механизм взаимодействия всех органов и заинтересованных лиц по предотвращению коррупционных правонарушений. Впоследствии наработанная практика позволит сформировать общественное правосознание на противодействие коррупции, а компетентные органы и лица, исполняя его положения, приобретут позитивный опыт антикоррупционной деятельности.
Обязательно необходимо отметить, что закон не будет регулировать отношения, возникающие по поводу уголовно-правовой и гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения.
Понятие коррупции дается с целью определения ее признаков в практической деятельности. Проект Областного закона не предусматривает ограничений в реализации полномочий и непосредственной деятельности каких-либо лиц. Его задача — предусмотреть комплекс профилактических мероприятий по недопущению и пресечению незаконных действий в этой сфере. В качестве нововведений, реализация которых возможна в субъекте, мы предложили обязательную разработку и реализацию антикоррупционных программ; антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов; соответствующее образование в этой сфере и наличие компетентного органа в Ростовской области, организующего эту работу.
— Какова задача указанного в проекте закона компетентного органа, организующего эту работу?
— Мы предполагаем, что специальный орган Ростовской области, осуществляющий антикоррупционую деятельность, будет аккумулировать данные о коррупционных проявлениях, организовывать профилактические мероприятия в этой связи, анализировать антикоррупционную практику, а также тесно взаимодействовать с правоохранительными и судебными органами с целью как привлечения к ответственности виновных лиц, так и принятия ими профилактических мер.
— В последнее время в СМИ активно пишут о том, что «продвинутые» коррупционеры стараются принимать незаконные решения коллегиально, разделяя тем самым ответственность и – что особенно важно – размывая персональную заинтересованность в решении того или иного вопроса? Разрешит ли эту ситуацию законопроект?
— Безусловно. Реализация положений проекта Областного закона, влекущая за собой проведение антикоррупционных мониторинга и экспертизы правовых актов позволит оценивать с точки зрения закона любой правовой акт, в том числе, принимаемый коллегиально. Хочу подчеркнуть, что проект Областного закона предусматривает также проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов по инициативе общественных и других негосударственных объединений и физических лиц. Это даст возможность выявлять незаконные правовые акты и создать атмосферу неприятия к проявлениям коррупции у граждан.
— Расскажите о проблемах принятия такого законопроекта на региональном уровне.
— Как я говорил ранее, до настоящего времени нет федерального закона, определяющего понятие «коррупции», «коррупционных проявлений», их субъектов.
Вместе с тем, Российской Федерацией в 2006 году ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию», в соответствии с которыми Россия обязана проводить оценку национального законодательства и административных мер в целях ее предупреждения.
У определенного круга юристов бытует мнение, что правовая регламентация правоотношений в сфере антикоррупционной деятельности возможна только на федеральном уровне, поскольку уголовное и уголовно-процессуальное законодательство конституционно отнесено к ведению Российской Федерации.
Однако я акцентирую ваше внимание на том, что инициированный нами проект Областного закона направлен на защиту прав и свобод граждан, проживающих на территории области, а это является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Субъекты вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. Кроме того, в случае принятия Федерального закона в этой сфере, Ростовская область не лишена возможности привести региональный закон в соответствие с федеральным законодательством.
Для сведения хочу сообщить, что девятью субъектами Российской Федерации приняты региональные законы антикоррупционной направленности, на рассмотрении в законодательных органах государственной власти восьми субъектов находятся аналогичные проекты региональных законов. В настоящий момент проект Областного закона об антикоррупционной деятельности в Ростовской области изучается Законодательным Собранием Ростовской области.
— Как взаимодействуют по вопросам борьбы с коррупцией правоохранительные органы; к кому обращаться по поводу выявленного факта коррупции? Кто может возбудить уголовное дело? Кто его расследует? Кто определяет меру пресечения?
— Все правоохранительные органы в силу требований уголовно-процессуального закона обязаны принять заявление о совершенном, либо готовящемся преступлении, в том числе, и коррупционной направленности, в обязательном порядке его зарегистрировать и, в зависимости от своих полномочий, принять по нему решение в соответствии с законом. Механизм взаимодействия по этим вопросам между правоохранительными органами установлен. Так, с сентября 2007 года прокурор не уполномочен возбуждать уголовные дела и проводить по ним предварительное следствие. Это входит в компетенцию следователей и руководителей следственных органов. Поэтому прокурор, получивший сообщение о коррупционном преступлении, выносит постановление о направлении его в следственный орган для проведения соответствующей проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Уголовные дела коррупционной направленности расследуются следователями следственных отделов как при ГУВД РО, так и следователями Следственного Комитета при прокуратуре Российской Федерации. Мера пресечения (в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу) определяется исключительно по судебному решению. Такая мера пресечения как подписка о невыезде может быть избрана и следователем.
Обязанность осуществления уголовного преследования по уголовным делам публичного обвинения, к числу которых относятся преступления коррупционной направленности, возложена законом на прокурора, следователя.
Хочу отметить, что понятие «коррупция» более широкое, чем «взятка». Взятка — один из неотъемлемых элементов коррупционной деятельности, она является логическим завершением предыдущих действий конкретного должностного лица или группы лиц, направленных на ее получение. К преступлениям же коррупционной направленности, помимо взятки, относятся служебный подлог, халатность, мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями из корыстной или иной заинтересованности, превышение должностных полномочий, нецелевое расходование бюджетных средств, нецелевое расходование средств государственных и внебюджетных фондов и другие.
В завершение темы хочу сообщить о том, что в настоящее время на основании Приказов Генерального прокурора РФ в прокуратурах субъектов Российской Федерации образованы и начали функционировать отделы по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Их деятельность направлена на реализацию комплекса мер по противодействию коррупции и ее проявлениям. Такой отдел создан и в прокуратуре Ростовской области.

От «ЧЛ». Напомним, С.А. Чаплин был назначен на должность прокурора Ростовской области 6 июня 2007 года. На заседании Законодательного собрания он тогда заявил: «Главным приоритетом в моей работе будет борьба с коррупцией». С назначением нового прокурора многие новочеркасцы связывали надежды на прекращение злоупотреблений власти в нашем городе. Но, увы… В возбуждении уголовного дела на мэра со товарищи было тогда отказано. «Бой коррупции в Новочеркасске откладывается до лучших времен», — прокомментировала события «Лавочка». Может, лучшие времена теперь, наконец, наступили?